Интервью с замминистра иностранных дел Италии Джанни Вернетти
Активный сторонник вступления Израиля в НАТО, заместитель министра иностранных дел Джанни Вернетти с "большим удовольствием отнесся к тому, что эта идея постепенно утверждается". Он убежден, что "эта гипотеза станет реальностью", и подчеркивает, что "в перспективе и умеренные арабские страны должны вступить в Североатлантический альянс"
- Израиль конкретно работает над проектом, Аснар и другие политики поддерживают Израиль. Но в прошлом году Д'Алема (министр иностранных дел Италии. - Прим. ред.) и большая часть левых называли эту идею ирреалистической и неосторожной. Сегодня время уже пришло?
- Это так, Д'Алема холодно отнесся к этой идее, в отличие от других. Но после войны между Израилем и "Хизбаллой" и отправки сил ООН на юг Ливана контекст изменился: Израиль начал понимать, что проблема его безопасности относится к категории международных вопросов. И международное сообщество больше не передает полномочия по решению вопроса безопасности Израиля самому Израилю. Вступление в НАТО является еще одним шагом в этом направлении, особенно в настоящее время, когда возникла серьезная ядерная угроза со стороны Ирана.
- Вы не думаете, что арабский мир может подумать, что Европа и страны НАТО становятся на сторону Израиля? Процесс мирного урегулирования еще не завершен, и на основании статьи 5 Израиль может требовать военного вмешательства НАТО, если сочтет, что он подвергся нападению. Либерман заявил, что, вступив в НАТО, Израиль будет обладать "100-процентной свободой военных действий в том числе и в Палестине".
- Экстремистская и не пользующаяся поддержкой большинства позиция Либермана, естественно, не помогает Израилю, который заинтересован во все более активном участии в многонациональных структурах. К тому же его вступление в НАТО процесс не краткосрочный, который будет строиться на основе уже существующего партнерства между НАТО и семью средиземноморскими странами: Израилем и шестью умеренными арабскими странами, в том числе Египтом и Иорданией. Это будет не шагом против арабского мира, а способом подтолкнуть нас всех к более широкому сотрудничеству: нас, Израиль, умеренные арабские правительства. Проблемы решаются в рамках региональных систем обороны.
- Так значит, в НАТО место и арабским странам?
- В перспективе, да. В их интересах найти решение для мирного урегулирования на Ближнем Востоке, которое будет облегчено расширением НАТО. Кроме того, существуют проблемы Средиземноморья - иммиграция, преступность, терроризм, - которые Европа и умеренные арабские страны должны решать вместе.
- Но НАТО - это военный альянс.
- Но из оборонительного инструмента против Советского Союза сегодня он все больше превращается в инструмент для реконструкции и стабилизации, вместе с ООН.