Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 января 2007 г.

Лорэн Милло | Libération

В Приднестровье великую Россию изучают в школах

В самопровозглашенной республике единственно разрешенное в школах преподавание на кириллице превращается в настоящую чистку

Городок Григориополь на востоке Молдавии, 13:30 - поход в школу для детей, которые хотят обучаться на своем языке на латинице, начинается на автобусной остановке. Самопровозглашенная Приднестровская республика, занимающая узкую полоску земли на востоке Молдавии, издала указ, согласно которому преподавание должно вестись исключительно на русском языке, в крайнем случае - на молдавском, но с кириллическим написанием. В сердце Европы власти Приднестровья, при посредничестве России управляющие с 1991 года территорией в 4200 квадратных километров с населением в 500 тысяч, проводят настоящую школьную чистку.

Мы устали

В Григориополе большинство родителей смирились и отправляют своих детей в русскую школу, самую красивую и лучше оборудованную. Но горстка упрямых предпочитает каждый день садиться на автобус, проезжать 15 километров, пересекать "границу" Приднестровья, но ходить на занятия в школу соседней молдавской деревни Дорочая (Dorotcaia), дающую им каждый вечер приют. "Здесь я учусь жить как человек", - говорит 17-летняя Надя с серьезностью, резко контрастирующей с ее рваными - по последней местной моде - джинсами. "Конечно, мы устали от этих поездок туда и обратно, от того, что вынуждены учиться вечером, когда школа в соседней деревне свободна. Но я хочу учиться на своем языке. И еще: я вижу, что в этой школе нас гораздо лучше учат рассуждать, самостоятельно находить информацию, мыслить!"

Надя объясняет все это на русском языке, которым владеет свободно. Ее отец - русский, что не редкость в данном регионе, где народы сильно перемешаны. Ее мать - молдаванка, тоже свободно говорящая по-русски, она объясняет: "Дело не только в языке. В приднестровских школах только и делают, что внушают детям, что надо восхвалять наши власти и великую Россию. Мы живем здесь как звери в заповеднике, до нас доходит только та информация, которую хочет передать нам Россия. Большинство людей даже не понимают, как мы из-за этого страдаем".

Клаудия Саинсус, преподаватель румынского языка, разражается слезами при воспоминании об ужасах, через которые прошла школа, чтобы получить возможность продолжать преподавание на латинице. В 1992 году, когда еще работала школа в Григориополе, сторонники приднестровского режима окружили здание, обстреляли ее кабинет и разгромили помещение. "В классах начальной школы они стреляли по латинскому алфавиту, вывешенному на стене, - вспоминает она. - По пуле в каждую букву алфавита".

Несмотря на то что их преследовали власти, много раз арестовывали и угрожали смертью, учителя продолжали преподавать в Григориополе до 2002 года. "Мы стали прятать тетради после того, как к нам однажды приехала контрольная комиссия", - вспоминает 17-летняя ученица Диана. С 2002 года власти взяли здание под свой контроль, но в школе все еще числится 170 учеников, которые каждый день садятся в автобус и едут учиться на свободу. Во всей Приднестровской "республике", треть населения которой составляют молдаване (треть - украинцы и меньше трети - русские), сегодня остается всего восемь молдавских школ, пользующихся латиницей, в которых обучается 3500 детей (еще в 2003 их было 4300). Все они "нелегальны" в глазах местных властей и финансируются молдавским правительством.

Давление

"Власти Приднестровья пытаются сделать из Молдавии врага. Точно так же, как советской пропаганде в качестве врага были нужны Соединенные Штаты, - объясняет Ион Иовцев, директор одной из тираспольских школ, разгромленной в 2004 году вооруженными сторонниками режима и продолжающей работать только благодаря упорству учителей и родителей. - В деревнях многие молдавские школы были переделаны в русские. И даже здесь, в Тирасполе, у нас осталось всего 300 учеников, а еще десять лет назад их было 700".

Отправить своего ребенка в такую школу значит подвергнуться сильному давлению местных властей, объясняет другой родитель-молдаванин из Тирасполя: "Я записал туда своего сына, но никто не знает, будет ли работать школа весь год, а власти угрожают отказать в приднестровской регистрации или уволить родителей с работы". Смирившись, этот человек перевел своего единственного сына в "официальную" молдавскую школу, где используется кириллица. Там его сын учится по старым советским или более новым, недавно привезенным из Москвы, учебникам, в которых рассказывается об истории "нашей родины, великой России".

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru