Одни, заглянув ему в глаза, могут увидеть душу демократа, а другие - нечто намного более зловещее. Каково бы ни было его общее впечатление от президента Владимира Путина как от человека, каждый кандидат в президенты США должен хорошенько задуматься о громадном внешнеполитическом вызове, исходящем от России. Каждый из них должен выдвинуть новаторские предложения о том, как конструктивно вовлечь бывшего противника по холодной войне в решение всех вопросов: от терроризма и распространения ядерного оружия до фундаментального соблюдения принципа верховенства закона и прав человека.
В том, что касается курса по отношению к России, нынешняя группа кандидатов, при всей ее многочисленности, пока на редкость разочаровывает, не делая никаких конкретных заявлений; консультанты предостерегают, чтобы кандидаты высказывались лишь о таких вопросах внешней политики, как Ирак и Иран.
Но пока мы спим за рулем, Россия потихоньку становится более взрывоопасной, особенно в плане глобальной безопасности и экономической стабильности. Кремль ступил на путь агрессивной, спонсируемой государством "бархатной реприватизации" ключевых активов, создавая беспрецедентную и сильную правительственную корпорацию, которая способна использовать бизнес как рычаг политики. Теперь, с грядущим переходом Путина на пост премьер-министра, тогда как президентом будет назначен один из его ближайших союзников, эта тенденция вряд ли ослабнет.
Собственно, то, как Путин пользуется Kremlin Inc., в значительной мере основано на беззаконной методологии воровства. Первым и самым главным актом экспроприации было незаконное поглощение успешного нефтяного гиганта ЮКОС, в том числе заключение в тюрьму по фальсифицированным обвинениям бывшего председателя правления этой компании Михаила Ходорковского, еще в 2004 году. Когда этот ход вызвал на Западе лишь приглушенную реакцию, Путин и его корпоративные сообщники по всему миру осмелели и продолжили наступление на свободное предпринимательство и общество под прикрытием новой "законности по заказу".
Подобными беспрерывными залпами по коммерческим предприятиям, которые принадлежат иностранцам или россиянам, можно считать агрессивное преследование, которому чиновники подвергли Royal Dutch Shell и BP, чтобы заставить их уступить контрольные пакеты ключевых производственных активов. Теперь усиливается давление на Exxon-Mobil, дабы она отказалась от планов строительства газопровода до Китая и торговли природным газом в солидных объемах - государственная компания "Газпром" хочет заполучить этот рынок сама.
После того, как журнал Time назвал Путина своим "Человеком года", кандидаты в президенты США уже не могут ни под каким предлогом делать вид, будто они не замечают этого потенциального крупного кризиса. Внешняя политика Америки при следующей администрации должна быть направлена на подрыв методичных и антидемократических шагов русского медведя, наносящих ущерб не только компаниям, но также соседним государствам и Европейскому союзу.
Кризис затрагивает не только тех, кто занимается бизнесом в России, - нет, он намного шире, он захватывает вопросы национальной безопасности для международного сообщества, связанные одновременно с энергетической независимостью и политической стабильностью в таких "горячих точках", как Ближний Восток.
Исходя из ответственности американских корпораций перед обществом, кандидаты должны занять категоричную позицию и оспорить наши собственные принципы деловых отношений с репрессивным государством. Есть много примеров преуспевания иностранных инвесторов в России - McDonald's, Ikea и PepsiCo, и однако, когда бизнес опрометчиво конкурирует с фирмами, владельцем которых (либо владельцем контрольного пакета которых) является государство, то ясно прослеживается закономерность применения селективной законности, манипуляции налоговыми и регулятивными органами, а также открытого запугивания со стороны властей.
На результаты таких действий закрывают глаза слишком многие западные и американские главы корпораций и политики, чересчур рьяно обхаживающие кремлевских дружков Путина. Некоторые утверждают, что дело ЮКОСа было всего лишь "единичным" явлением и что Россия вновь стала стабильным и надежным полем инвестиций. Однако, когда правила нарушаются и извращаются, это лишь поощряет кремлевскую клику Путина преследовать ее политические, личные и экономические интересы.
Взгляните на этот список, который все время удлиняется:
- Royal Dutch Shell и BP беспочвенно подверглись угрозам со стороны регулятивных органов и в итоге уступили контрольные пакеты акций.
- Целая партия мобильных телефонов (груз одного транспортного самолета) фирмы Motorola была конфискована с санкции властей, объявивших эти устройства "вредоносными" для россиян.
- Starbucks недавно пришлось столкнуться с местными нарушениями законодательства о патентах и торговых марках, которые в случае их оспаривания потребовали бы крупных издержек на судебную тяжбу в условиях коррумпированной судебной системы.
- Peter Hambro Mining в одночасье потеряла на падении своей рыночной стоимости почти 200 млн долларов вследствие того, что власти грозились отозвать ее лицензию.
- Дочерняя компания Barrick Gold столкнулась со сходным нажимом: ее принуждают смириться с переходом под контроль фирмы, спонсируемой государством, придирчиво изучая ее лицензию на горнодобывающую деятельность после того, как природоохранное ведомство рекомендовало эту лицензию отозвать.
Ответственная внешняя политика в отношении корпораций должна предполагать разработку превентивных мер для защиты американских компаний от подобного преследования со стороны властей. В партнерстве с правозащитными неправительственными организациями им следует создавать систему для привлечения Кремля к ответственности. Возможен такой вариант, как создание независимой международной организации, которая будет в качестве омбудсмена разрешать споры, основываясь на принципе верховенства закона.
Дело ЮКОСа - это не единичный случай. Его история должна послужить предостережением о том, каково заниматься бизнесом в России, - но эту историю кандидаты в президенты предпочли игнорировать, точно так же как компании и их юристы пренебрегли своей корпоративной социальной ответственностью перед акционерами и сообществом предпринимателей.
Роберт Р. Амстердам, партнер в юридической фирме Amsterdam and Peroff (Торонто), является международным адвокатом бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского