Корреспондент The Los Angeles Times Меган К.Стэк описывает посещение петербургского Музея становления демократии в современной России имени Анатолия Собчака, утверждая, что это скорее мавзолей.
Если заговорить о демократии в современной России с директором музея Ольгой Божченко, та побледнеет, утверждает корреспондент Меган К.Стэк. "Я не большой знаток политики", - сказала Божченко в интервью, пояснив, что сфера ее интересов - прошлое. По словам директора, музей создан с целью преодолеть негативное отношение общества к демократии. Отвечая на вопрос, с какими негативными вещами у людей ассоциируется демократия, директор, замявшись, ответила: "Они винят ее в отсутствии правильных законов".
Российская демократия - тема научных работ, мечта реформаторов и жупел традиционалистов - отправлена в музей, утверждает журналистка. "Это скромное собрание артефактов рисует, скорее невольно, поразительно точную картину общественной жизни на просторах России", - пишет она об экспозиции музея.
На первый взгляд, музей посвящен Анатолию Собчаку, но на каждом шагу встречаются упоминания о Владимире Путине. "В конце концов, именно Собчак взрастил и выучил Путина, а также представил его российскому обществу", - отмечает автор. Один из элементов мифа о Путине - представление, что это человек ниоткуда. "Фотографии в музее рассказывают другую историю", - пишет Меган К.Стэк. На них Путин присутствует, хотя никогда не находится в центре событий.
В музее много портретов реформаторов - "ныне они мертвы, оттеснены на обочину политической жизни или, покорившись прагматизму, забросили свои политические убеждения и разбогатели". Музей учрежден в 2000 году, после смерти Собчака, по указу Путина и торжественно открыт в 2003 году будущим президентом Медведевым, сообщает газета.