Воспользовавшийся огромным разочарованием, порожденным Бушем в арабском мире, Обама стал жертвой чрезмерных ожиданий, связанных с его приходом, пишет Le Monde. Однако разочарование и даже враждебность, высказываемые в его отношении, во многом не оправданны, полагает эксперт International Crisis Group Роберт Мэлли.
Обама символизирует возвращение к более прагматической ближневосточной политике, избавленной от примитивного прочтения ситуации через призму войны против терроризма, отмечает автор. Однако на практике усилия американской дипломатии на палестино-израильском фронте не были вознаграждены, а достигнутые результаты полностью противоположны поставленным целям. В результате палестинцы утрачивают доверие к новой администрации, арабы сомневаются, а израильтяне видят в Бараке Обаме неофита, который не вызывает у них уважения, подчеркивает Мэлли.
Есть три причины сложившейся ситуации. Во-первых, изначально был допущен тактический просчет и поставлены недостижимые цели; затем последовало резкое и необъяснимое отречение от этих целей, сопровождавшееся постоянным давлением на палестинского президента Махмуда Аббаса. "Америка, казалось, была озабочена одной мыслью - возобновить переговоры, тогда как их провал обошелся бы гораздо дороже их отсрочки. В то же время администрация почти ничего не сделала, чтобы переубедить израильское общественное мнение. Такие тактические ошибки свидетельствуют о глубоком и вызывающем тревогу непонимании израильских и палестинских политических рычагов", - пишет издание.
Второй просчет - отсутствие стратегического подхода. Вашингтон сосредоточился на иранском вопросе, а в палестино-израильском ограничивался провозглашением туманных принципов. "Обама, похоже, сам точно не знает, чего он хочет добиться и ценой каких политических рисков", - подчеркивает Мэлли. Такой нерешительностью пользуются местные игроки, отмечает автор.
Третий и наиболее серьезный просчет заключается в том, что США не учли новый региональный расклад сил: с 2000 года ориентиры и ключевые игроки радикально изменились, традиционные американские посредники в регионе - Египет, Иордания, Саудовская Аравия - выдохлись, а другие игроки - Иран, Сирия и Турция - усилили свое присутствие на палестинской арене, пишет газета.
"Теперь уже невозможно построить заслуживающую доверия стратегию, опираясь исключительно на Западный берег Иордана, "Фатх", Палестинскую автономию и ее лидеров, - продолжает Мэлли. - Да и излюбленный инструмент американской дипломатии - двусторонние переговоры об окончательном статусе между Израилем и ООП - утратил актуальность и доверие".
Пора изменить метод и даже цель, убежден автор статьи. Обама остается заложником прошлого: "Он убеждает себя, что может сделать хорошо то, что его предшественник сделал плохо, не отдавая себе отчета в том, что не только методы, но и сами основания ошибочны", - пишет газета. Отсюда - ощущение бездействия дипломатии, в котором нет ничего удивительного, ведь избавляться от политического и идеологического наследия непросто. По мнению Мэлли, сейчас для американской администрации наступает момент истины: новому президенту предстоит доказать, что он способен приспособить догмы к сегодняшним реалиям.