Збигнев Бжезинский, в прошлом советник президента Картера, - один из ведущих американских стратегов, аттестует его The Christian Science Monitor. Издание публикует свежее интервью Бжезинского Натану Герделсу, редактору Global Viewpoint Network.
В то время как Китай строит долгосрочные планы, США страдают эффектом "краткосрочного менталитета", заявил Бжезинский. "На деле мы перестали быть "индустриальной демократией" в строгом смысле и сделались "потребительской демократией": все сигналы обратной связи - биржа, СМИ, политика - являются сиюминутными и рассчитаны на немедленное удовлетворение желаний", - пояснил он.
Чтобы избавиться от краткосрочного менталитета, следует разработать более эффективную и долгосрочную стратегию для разрешения текущего кризиса, рекомендует Бжезинский.
Истинная проблема в том, "могут ли демократии процветать, когда финансовые системы неуправляемы, способны обеспечивать эгоистично-благие плоды только для кучки избранных, когда нет эффективного механизма, который дал бы нам высокое, более дерзкое ощущение нашего предназначения", заметил Бжезинский. Неясно, к какой цели должны идти западные общества в целом.
На ситуацию в Европе Бжезинский смотрит довольно оптимистично: немецкие и французские лидеры проявляют ответственность за будущее, "неизбежно, поэтапно сформируется настоящий политический союз".
"Мы входим в фазу, где ни одна держава, вероятно, не сможет иметь настоящей гегемонии. Поэтому, на мой взгляд, концепция расширенного Запада, в который со временем следует включить и Россию, и Турцию, станет очень важным элементом, вкладом в укрепление глобальной стабильности", - говорит Бжезинский. Он также рекомендует США мирить между собой государства Азии и одновременно брать на себя роль балансира ситуации.
Если мир станет постамериканским, каковы должны быть стратегическая роль и обязанности Китая? - спросил журналист.
Бжезинский припомнил, как два года назад рекомендовал США и Китаю создать неформальную G2. Сначала его идее аплодировали, через год зазвучали голоса: "Стоп, это ловушка: попытка заставить Китай финансировать расходы на глобальную стабильность на условиях Запада, поскольку Западу эти расходы больше не по карману".
По мнению Бжезинского, Китай понимает, что высокий статус сопряжен с ответственностью и обязательствами, и хочет получить право голоса "в новой архитектуре, ответственность за которую он должен нести наряду с другими".