Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 июля 2005 г.

Маша Липман | The Washington Post

Политика упреждения в России

Бывший российский премьер-министр Михаил Касьянов может подвергнуться уголовному преследованию. Его имя упоминается в связи с уголовным делом, возбужденным по статье "причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Каким бы ни было преступление, в котором обвиняется Касьянов (обвинения касаются незаконной покупки недвижимости, ранее находившейся в собственности государства), российские эксперты единодушно трактуют это дело как предупреждение Касьянову относительно его дальнейшей политической деятельности.

Подобное мнение существует и по поводу приговора (девять лет лишения свободы), вынесенного нефтяному магнату Михаилу Ходорковскому, которого Кремль начал рассматривать в качестве политического противника.

Касьянов находился за границей, когда было объявлено о возбуждении вышеупомянутого уголовного дела о мошенничестве. Ожидается его прибытие в Россию сегодня, 25 июля, но до последнего момента не было уверенности в том, вернется ли он.

Несколько месяцев назад Касьянов сделал политический шаг, который и дерзким не назовешь - он покритиковал политику Кремля и "не исключил" варианта, что он будет участвовать в президентской кампании 2008 года. Касьянов не выглядел большой опасностью для кремлевской элиты: за ним не стоит большое число последователей, он не популярен среди народа, и пока не сумел представить альтернативный взгляд на развитие России.

Но Кремль, напуганный рядом "цветных революций" в постсоветских государствах, а также теми вызовами, которые несут за собой предвыборные кампании 2007-2008 годов, предпринимает решительные действия с целью расчистить политическую сцену от любых конкурентов, реальных или воображаемых. В последнее время Кремль расширил контроль над средствами массовой информации и внес изменения в законодательство о выборах - с целью усилить проправительственное большинство в Государственной думе и не допустить в национальную политику новые, независимые политические силы. Сегодня под определение "независимые политические силы" подпадают те политические организации и деятели, не важно каких политических взглядов, которые предпринимают хотя бы слабые попытки представить независимые политические программы.

Чемпион по шахматам Гарри Каспаров, откровенный либеральный критик путинского правительства, недавно совершил поездку по южным регионам России. Так как Каспарову перекрыт доступ на контролируемое правительством телевидение, эта поездка стала для него способом связи с рядовыми избирателями. Каспаров - это скорее одинокий воин, чем политик, и у Кремля нет оснований чувствовать угрозу от его деятельности. Но во время поездки Каспарова власти постоянно под самыми надуманными предлогами закрывали ему доступ к общественным площадкам, таким как Дом культуры, где он планировал встретиться с местными жителями.

Молодежная группа, которая называет себя "национал-большевики", во главе с экстравагантным писателем-романистом Эдуардом Лимоновым недавно была объявлена вне закона. У этой группы не такое уж большое число последователей, но она сумела привлечь внимание публики такими акциями, как забрасывание высокопоставленных официальных лиц яйцами и майонезом.

До этого запрета две группы нацболов были приговорены к тюремному заключению за вторжение в правительственные здания с целью выразить протест против социальной политики правительства. Участников одной из групп приговорили к пяти годам тюремного заключения (позже срок был сокращен до 2,5-3 лет); в отношении участников другой группы еще идет судебный процесс, на котором ожидается слишком жесткий приговор. Та кампания, которая проводится против национал-большевиков, наверняка является предупреждением для других молодежных групп, которые могли бы проникнуться романтикой прямых политических действий.

В целом россияне - и молодые, и пожилые - выказывают мало интереса к политической деятельности. Они не принимают участия в акциях протеста, если только не затрагиваются их прямые материальные нужды. В политических акциях и митингах обычно принимают участие от нескольких десятков до пары сотен человек.

Что касается недовольства, связанного с экономическими факторами, это не представляет серьезной угрозы для российского правительства. При цене на нефть около 60 долларов за баррель Кремль может позволить себе увеличить бюджетные расходы: так, этой весной были утверждены дополнительные расходы бюджета в сумме 12 млрд долларов.

Но даже в то время, когда не видно серьезных альтернативных политических движений, Кремль стремится упредить любые проявления политической активности. Не так давно Кремль создал свое собственное молодежное движение. Организация под названием "Наши" опирается на поддержку и ресурсы Кремля. Лидер этой организации сказал в недавнем интервью, что "все знают, что Кремль поддерживает "Наших". "Поддержка Кремля позволяет разговаривать с любыми бизнесменами и добиваться финансовой поддержки. Отказ в финансировании нашего проекта - проявление непатриотической позиции".

Между тем истинные цели движения "Наши" остаются неясными. Недавно три тысячи активистов движения были свезены в летний лагерь (транспортные расходы, питание, развлечения, спортивное снаряжение - все было оплачено). В лагере они занимались спортом и слушали лекции кремлевских пропагандистов, которые призывали их занять жесткую позицию по отношению к врагам России.

"Наши" заявили о том, что их цель - стать новым поколением национально ориентированных государственных служащих и чиновников в России, желая сделать организацию привлекательной для молодых карьеристов. Это довольно странная организация, чем-то напоминающая "гитлерюгенд" и советский комсомол, но она проясняет один важный факт: Кремль сегодня имеет огромное преимущество над российской публикой по части политической инициативы, финансов, организационных возможностей и других ресурсов.

Путинская элита свела всю политику к трюкам и схемам и выказывает глубочайшее презрение к общественности. Публика, в свою очередь, реагирует на это - в недавнем опросе общественного мнения 83% россиян сказали, что власть в России контролируется узким кругом людей, неподотчетных народу. Но в то время как кремлевские политики сосредотачивают всю свою энергию на самосохранении, истинные проблемы российской жизни, такие как дестабилизация на Северном Кавказе, замедление экономического роста, неразвитость инфраструктуры, упадок вооруженных сил и слабость социальной сферы, продолжают игнорироваться.

Рано или поздно эти проблемы могут привести к серьезному кризису, который пробудит народ от его привычной апатии, и он призовет правительство к ответу. Если это случится, то молодежь, подкармливаемая Кремлем, не спасет своих покровителей.

Маша Липман, редактор журнала Pro et Contra Московского центра Карнеги, ведет в Washington Post ежемесячную колонку

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru