Перед сообществом европейских государств стоит дилемма: если сербы и албанцы так и не найдут взаимоприемлемого решения, то ЕС предстоит испытание на прочность
В понедельник после обеда с коллегами по ЕС, который продолжался почти вплоть до самого вечера, министр иностранных дел Кипра Эрато Козаку-Маркуллис рассказал, что между ними состоялся "серьезный разговор". Его темой было Косово, и тот, кому затем пришлось увидеть обеспокоенные лица министров, вполне мог прийти к выводу, что положение более чем серьезно. Осенью, как предсказывают высокопоставленные дипломаты, Европе в связи с будущим Косово предстоит пройти испытание на прочность. Испытание, которое может потрясти основы молодой единой внешней и оборонной политики ЕС и вызвать непредсказуемые последствия в регионах, соседствующих с ЕС.
Собственно, ЕС во многом предстояло взять на себя ответственность за развитие Косово как территории, почти полностью независимой от Сербии. Именно это предусматривалось планом Марти Ахтисаари, спецуполномоченного ООН. Однако вместо того, чтобы формировать политический процесс, ЕС оказался зажатым между двумя точками зрения и поэтому свобода его действий весьма ограничена. На одной стороне стоят русские, которые укрепляют Сербию в ее намерении отвергнуть план Ахтисаари и все еще блокируют принятие решения Советом Безопасности ООН. На другой стороне - США, которые фактически предоставили сербам четырехмесячный срок для того, чтобы сдать свои позиции. Затем Вашингтон собирается признать Косово, которое в одностороннем порядке и без одобрения ООН объявит о выходе из состава Сербии и провозгласит независимость.
Агитация за "большую тройку"
Вместе с тем снижаются шансы для европейского варианта, предполагающего, что судьба Косово, в случае если сербы и косовские албанцы так и не смогут прийти к согласию, должна быть урегулирована при помощи резолюции ООН. Консультации министров иностранных дел ЕС - это последняя попытка спасти данную программу. Они хотят убедить США и Россию в необходимости образования "тройки", куда войдет еще и ЕС, которая усадит за стол переговоров Сербию и Косово и предпримет еще одну попытку найти согласованное решение. И пускай эта надежда очень слаба, но, пока она существует, подчеркивают все государства ЕС, нужно проводить одну линию.
Однако за всем этим в Евросоюзе видятся глубокие трещины. Здесь существует группа, к которой предположительно относятся Нидерланды, Дания и Швеция, приветствующая американскую линию и готовая признать Косово даже без одобрения ООН и без согласования с Сербией. Ей противостоит другая группа, в которую, по оценкам, входят 10-12 стран - она не согласна с российской политикой блокады, но отвергает возможность одностороннего признания независимости Косово. В нее, например, входят Греция, Кипр, Румыния и Болгария. Кроме того, есть несколько стран, которые, как сообщают дипломаты - и это похоже на правду - окончательно еще не определились.
Приверженцы политики признания независимости приводят два аргумента: с одной стороны, нельзя уступать российской политике силы. С другой - спустя восемь лет после окончания войны Косово имеет право знать, как выглядит его будущее. В противном случае дело может дойти до беспорядков, возможно, до новой гражданской войны. Другая фракция приводит три контраргумента: во-первых, тем самым создается прецедент. Кто в этом случае сможет запретить сербам в Боснии, а также на севере Косово или абхазам в Грузии объявить о своей независимости? Или туркам на Северном Кипре, которые будут претендовать на право, которое есть у других. Во-вторых, они считают, что без одобрения ООН не существует базы для оказания запланированной конструктивной помощи в рамках Европейской политики безопасности и обороны. Эта программа однозначно требует мандата ООН, который, однако, в этих обстоятельствах получить невозможно. И, в-третьих, одностороннее признание независимости нанесет непоправимый урон авторитету ООН.
В Брюсселе с крайней озабоченностью обсуждаются также последствия спорного решения по Косово для единой европейской внешней и оборонной политики. После катастрофических разногласий по балканской политике в начале 1990-х годов европейцы с трудом договорились о том, что границы, признанные в соответствии с международным правом, могут быть изменены только в результате добровольного соглашения или по решению СБ ООН. Если сейчас некоторые из европейских стран отступят от этого принципа, ЕС предстанет как аморфное объединение, которое в действительно сложных ситуациях не способно сформировать единую и конструктивную внешнюю политику и годится лишь на роль пешки в геополитических спорах США и России.