В последние годы Северный Ледовитый океан все больше очищается ото льда в летний период. Некоторые ученые считают эту тенденцию опасной для всего человечества. The Guardian побеседовала с автором одной из мрачных теорий. Тем временем нефтегазовые компании стараются извлечь выгоду из ускоренного таяния льда. Об усилиях российского "Новатэка" и его зарубежных партнеров читайте в материале The New York Times.
"По мнению ученого, если через 2 года Арктика на лето очистится ото льда, то разразится "метановая катастрофа" - таков заголовок в блоге The Guardian, посвященном проблемам экологии. Эксперт Нафиз Ахмед взял интервью у профессора Питера Уэдхемса - соавтора свежей статьи в Nature, где сделаны эти зловещие прогнозы.
"Высвобождение 50 гигатонн метана из-за таяния вечной мерзлоты в Арктике, возможно, дестабилизирует климатическую систему и заставит человечество понести колоссальные расходы, равные мировому ВВП", - пересказывает Ахмед основные пункты статьи. По словам ученых, пока неясно, как быстро произойдет выброс метана с Восточносибирского арктического шельфа - то ли понемногу, на протяжении 50 лет, то ли "катастрофически быстро", менее чем за 10 лет.
"Не все считают, что сценарий катастрофического выброса метана в ближайшее время достоверен", - замечает Ахмед. Гэвин Шмидт (NASA) полагает, что риск подобного выброса невелик, а Тим Лентон (Эксетерский университет) считает, что газ будет просачиваться в атмосферу очень медленно, тысячи или десятки тысяч лет.
Однако Уэдхемс прогнозирует: через два-три года Северный Ледовитый океан будет полностью очищаться ото льда на лето. Точнее, "если учесть нынешние тенденции масштабов и толщины, в сентябре льда вообще не станет, и это случится вскоре, возможно, к 2015 году. В последующие годы период безо льда удлинится до двух-трех месяцев, а затем до четырех-пяти. Если исходить из тенденций, через 20 лет океан будет на полгода очищаться ото льда", - сказал Уэдхемс в интервью.
Ученый описал последствия: только из-за выбросов метана средняя температура на планете повысится еще на 0,6 градуса Цельсия, уровень моря будет расти быстрее, перепады погоды станут более резкими, а значит, возрастает риск катастрофических наводнений и сокращения производства продовольствия в момент, когда население планеты стремительно увеличивается.
Уэдхемс описал механизмы: "таяние льда влечет за собой нагревание океанского дна, а значит, тает вечная мерзлота на шельфе, что провоцирует выбросы метана, которые, в свою очередь ускоряют потепление, и дно еще быстрее очищается". Считается, что повышение общемировой температуры на 2-3 градуса Цельсия сильно поспособствует высвобождению метана из вечной мерзлоты на суше, добавил он.
Что ответить тем, кто считает быстрый выброс метана маловероятным? "Те, кто разбирается в геологии Арктики и океанографии - а именно, в особенностях нагревания толщи воды ввиду отступления льдов, не говорят, что это маловероятное событие", - отметил Уэдхемс. Настоящими специалистами он считает тех, кто активно изучал условия летом в Восточно-Сибирском море в последние годы. Выкладки Лентона он считает устаревшими.
"Таяние в Заполярье открыло короткий путь для транспортировки российского природного газа" - так называется статья в The New York Times. "Полярная ледяная "шапка" тает. Если топ-менеджерам российской компании "Новатэк" и совестно на этом наживаться, они не делятся этим чувством публично", - замечает корреспондент Эндрю И. Крамер, побывавший на газовом месторождении Юрхаровское на Ямале. От этой точки вплоть до Китая воды свободны ото льда на тысячи миль, поясняет автор. "Новатэк" планирует прямые поставки газа в Китай.
"В партнерстве с французской Total и китайской China National Petroleum Corporation "Новатэк" строит в срединном районе арктического побережья России комбинат сжиженного газа. Смета проекта - 20 млрд долларов. Это один из первых крупных нефтегазовых проектов, которые извлекут выгоду из летнего таяния арктических льдов, вызванного глобальным потеплением", - говорится в статье. Комбинат "Ямал СПГ" будет отправлять газ в Азию по Северному морскому пути.
"Какую бы вину ни возлагали на нефтегазовую индустрию за зловещие последствия глобального потепления для окружающей среды, но на Крайнем Севере компании вроде "Новатэк" и Total, Exxon Mobil и Statoil будут извлекать барыш", - пишет автор.
Транспортировка по Северному морскому пути поможет сократить издержки, поясняет аналитик Эмили Стромквист (Eurasia Group). По данным газеты, нынче танкерам даже не понадобится сопровождение атомных ледоколов (если не считать самых северных участков).
У "Новатэка" был альтернативный, но крайне дорогостоящий вариант: продление газопровода на сотни миль по тундре. Транспортировка газа с Ямала вообще обходится недешево, но бурение и добыча сравнительно недороги, так что проект комбината СПГ в целом конкурентоспособен.
Отступление льдов выгодно для нефтегазовых компаний еще и потому, что расширяется часть шельфа, где возможны геологоразведочные работы. "Это потеснило традиционную бизнес-модель с прокачкой газа по газопроводам в Европу", - говорится в статье.
Exxon и "Роснефть" создали совместное предприятие по бурению в Карском море, а в июне договорились разведать еще 7 новых районов в Арктике. "Норильский никель" может сэкономить миллионы рублей, перевозя никель и медь без сопровождения ледоколами. Норвежская Tschudi восстановила заброшенную шахту, чтобы отгружать руду из Норвегии в Китай по Северному пути.
Новаторство "Новатэка" в том, что компания и ее партнеры открыто делают ставку на Северный морской путь, который лишь благодаря потеплению стал коммерчески выгодным для перевозчиков.
По мнению газеты, проект "Ямал СПГ" одобрен Кремлем. Путин публично пообещал до конца года внести поправки в законодательство - а именно, отменить монополию "Газпрома" на экспорт, что позволит "Новатэку" получить банковские гарантии финансирования "Ямал СПГ".
Если Россия наладит крупные поставки газа в Азию по морю, возможны перемены на азиатских рынках, а планы строительства терминалов СПГ на Мексиканском заливе окажутся под вопросом.
"Ямал СПГ" планируется открыть к 2016 году. "Новатэк" объявил тендер на специальные танкеры повышенной прочности.