Почему каждый новый кризис делает президента Путина сильнее? - вопрошает постоянный автор американского журнала Time Саймон Шустер. "Под палящим июльским солнцем Восточной Украины лежали сотни разлагающихся трупов, а пророссийские ополченцы, некоторые из которых, похоже, были нетрезвы, потрясали своим оружием, чтобы не подпускать европейских наблюдателей", - пишет журналист. "Один, только один голос мог бы положить конец этому непристойному противостоянию над телами безвинных жертв. Но Владимир Путин лишь пожал плечами и указал на украинское правительство, а также - расширительно - на его западных союзников. "И, безусловно, - сказал Путин на совещании своих помощников по экономике в вечер катастрофы, - государство, над территорией которого это произошло, несет ответственность за эту страшную трагедию".
Путин наконец-то зашел слишком далеко? - вопрошает Шустер. "Дни шли, зловоние усиливалось, и российский президент с его холодной расчетливостью получил ответ: похоже, что нет", - говорится в статье. Российские СМИ "похоронили роль России в катастрофе под лавиной антизападной пропаганды", а "лидеры Европы и США снова обнаружили, что нахальство Путина стало им помехой". Премьер-министр Голландии Марк Рютте призывал Путина помочь собрать тела погибших. Президент Обама заявил: ?Если учесть ее прямое влияние на сепаратистов, Россия и в особенности президент Путин несут прямую ответственность за то, чтобы заставить их содействовать расследованию. Это самое меньшее, что они могут сделать".
Автор комментирует: "В этом суть кризиса: самое меньшее, что мог сделать Путин, это самое большее, о чем Обама мог попросить". Обама и Рютте высказывались словно лидеры, не имеющие никаких рычагов. "Их избиратели не заинтересованы в военном конфликте с Россией или ее марионетками", - говорится в статье.
Поэтому Путин продолжает наступление. "Его все более неприкрытая цель - расколоть Европу, изодрать в клочья "зонтик" НАТО и восстановить российское влияние по всему миру", - утверждает Шустер.
Путин не прекратит свои усилия, до тех пор пока каждый новый кризис делает его лишь сильнее. "Этот царь XXI века освоил зловещее искусство разжигания проблем, которые только он может решить, и западные лидеры то отчитывают его, то, в следующую же минуту, умоляют", - говорится в статье. Идеальным примером журналист считает кризис вокруг химоружия в Сирии в 2013 году: Путин стал посредником, США не стали наносить авиаудары по Сирии, Асад остается у власти.
"Другие мировые лидеры пытаются избегать кризисов - Путин испытывает от них удовольствие. Когда к власти на Украине пришло прозападное правительство, Путин поспешил аннексировать Крым", - говорится в статье. Через месяц западные дипломаты начали предавать эту историю забвению, потому что на Восточной Украине Россия "подбросила Западу еще один кризис" и "еще одну проблему, которую может урегулировать только Путин".
Может ли Запад остановить такую фигуру? "Обама, лидер страны, которая устала от войн, исключил все военные варианты, в том числе поставки оружия на Украину. Европа слишком разобщена и слишком зависима от поставок российских энергоносителей, чтобы спровоцировать какой-либо долгий разрыв отношений. Похоже, единственный выход - неуклонное ужесточение санкций", -
говорится в статье.
Правда, перспектива изоляции, похоже, лишь упрочила решимость Путина. Московская правящая элита, судя по всему, тоже не дрогнула. В конце июня рейтинг Путина составил 86% - на 20% выше, чем до начала украинского кризиса.
"В условиях кризисов российский президент процветает, так как очень эффективно контролирует версии событий у себя на родине", - пишет автор, упоминая о "машине телепропаганды" и сторонниках Кремля в интернете.
СМИ Путина изображают конфликт на Восточной Украине как схватку России, встающей с колен, и коварного Запада.
По мнению Шустера, замыслы Путина намного масштабнее, чем Украина: "Он надеется, что конфликт на западном фланге России посеет в Европе раздробленность, которая ослабит влияние США". Как полагает автор статьи, Путин мечтает выстроить "Великую Европу" от Португалии до Тихого океана, где Москва будет одним из центров влияния. "Создавая проблемы типа украинской, которые может решить только он, Путин ставит себя в центр европейской политики", - говорится в статье.
Вскоре мнение Путина, что мощь Америки слабеет, будет проверено на практике. "В ближайшие дни выяснится, смогут ли США и Европа выступить единым фронтом против страны, которая, как думает практически весь мир, передала неконтролируемому ополчению заряженное оружие", - говорится в статье.
По мнению автора, пока особого единства не заметно. Несмотря на возражения США и Великобритании, Франция не отменила поставку, как минимум, одного "Мистраля". Даже голландцы, потерявшие в авиакатастрофе много сограждан, не стремятся брать на себя инициативу.
Расследование катастрофы малайзийского лайнера вряд ли встревожит Путина в ближайшее время, считает журнал. Оно может затянуться на несколько лет. "Его осложняет тот факт, что вероятные виновники катастрофы, повстанцы, имели несколько дней на удаление улик своей вины", - пишет газета.
Даже если в расследовании произойдет внезапный прорыв, Путин "буквально никому не подотчетен", - отмечает Шустер. В России благодаря контролю над радио- и телеэфиром он изобразит даже самые изобличающие доказательства как элемент американского заговора. "Чем больше мир атакует его и Россию, тем крепче становится желание России дать сдачи - из гордости и потому, что она чувствует себя жертвой. Изоляция останется для Запада единственным средством атаки, но если Европа не захотела ввести эту изоляцию после Сирии, после Крыма и даже на фоне всемирного негодования из-за гибели MH-17, то вряд ли она примет меры, когда шок от катастрофы ослабнет", - заключает автор.