Вчера президент России Владимир Путин заявил, что, если США в одностороннем порядке приступят к созданию противоракетного щита над своей территорией и территорией своих союзников, Россия в конце концов будет вынуждена модернизировать свои стратегические ядерные арсеналы, оснастив ракеты разделяющимися боеголовками - в нарушение соглашений о контроле над вооружениями, принятых за последние десятилетия - чтобы гарантировать свою способность преодолеть этот щит.
Путин выступил с этими комментариями на встрече с американскими журналистами, которая длилась почти три часа и которая была организована, чтобы предоставить российскому президенту возможность изложить свои взгляды на различные проблемы после его субботнего саммита с президентом Бушем.
Российский лидер подчеркнул, что, хотя его обрадовало обещание Буша в ближайшие месяцы обсудить с Москвой все возможные аспекты взглядов американского президента на новые рамки безопасности, включающие ПРО, Россия готовится к возможным односторонним шагам со стороны США.
Отвечая на заявления, сделанные в субботу в Вашингтоне советником Буша по национальной безопасности Кондолизой Райс (она подчеркнула, что США должны приступить к созданию ПРО, будь то во взаимодействии с Россией или без такового), Путин отметил, что Россия не будет ставить под угрозу или пытаться предотвратить действия США, а увеличит свои ядерные арсеналы невзирая на ныне действующие договоры, запрещающие установку на ракеты разделяющихся боеголовок.
"Когда мы слышим заявления о том, что программы будут осуществлены - неважно, с нами или без нас - да, мы не можем заставить кого-либо поступить так, как того хотим мы,- сказал он.- Мы предлагаем наше сотрудничество. Мы предлагаем действовать совместно. Если в совместных усилиях нет необходимости, ну что же, поступайте, как считаете нужным."
Тем не менее,- добавил Путин - "мы готовы" дать ответ на любые односторонние шаги со стороны США, даже при том, что Россия не видит для себя непосредственной угрозы со стороны противоракетного щита.
"Я уверен в том, что по крайней мере в ближайшие 25 лет американская ПРО не нанесет сколь-нибудь серьезного ущерба национальной безопасности России, - отметил он. - Однако мы укрепим нашу обороноспособность, установив на наших ракетах разделяющиеся боеголовки, что обойдется нам в незначительную сумму. И мы увеличим наши ядерные арсеналы."
По его словам, в случае решения США построить ПРО в нарушение Договора по ПРО от 1972 года, Договоры СНВ-I и СНВ-II потеряют свою силу. Он подчеркнул, что подобный шаг американской стороны устранит необходимость в проверках и инспекциях, возродив те времена, когда Россия будет скрывать свои возможности и намерения.
По словам Путина, Россия готова вести переговоры с высокопоставленными помощниками Буша, однако он считает, что обе стороны сначала должны обсудить, существуют ли сейчас серьезные угрозы или они могут появиться в будущем, затем определить, какие именно противоракетные технологии должны быть использованы для их отражения, а потом выяснить, какие положения Договора по ПРО вступают в противоречие с создаваемой системой.
Сидя за круглым столом в кремлевской библиотеке, где в прошлом году он встречался с президентом Клинтоном, Путин впервые заявил о том, что Россия проявляет интерес к тому, чтобы в данном вопросе учитывались также опасения Китая.
Китай обладает намного меньшими ядерными силами и опасается, что американская ПРО сведет на нет его возможности в плане ядерного сдерживания.
"Здесь нужно быть очень осторожным, - сказал он.- Прозрачность наших действий имеет очень большое значение, чтобы ни одна ядерная держава не чувствовала себя покинутой и не посчитала, что две страны договариваются за ее спиной."
Отвечая на вопрос, брал ли он какие-то обязательства перед Китаем, Путин подчеркнул: "Это обязательство сохранить баланс безопасности, который сложился сейчас в мире в целом, и в этом смысле Китай является важным ее элементом, и не только Китай". Путин отметил, что США должны принять во внимание большой экономический потенциал Китая и его растущую способность реагировать на угрозы своей национальной безопасности.
По его словам, он больше всего обеспокоен тем, что одностороннее развертывание американской ПРО может "привести к лихорадочной, неконтролируемой гонке вооружений у границ нашей страны и наших соседей".
Путин сообщил, что вчера он по телефону проинформировал председателя КНР Цзяня Цзэминя об итогах своей встречи с Бушем и о готовности Буша сотрудничать в вопросе оценки угроз международной безопасности. На прошлой неделе Цзян Цзэминь и Путин встретились в Шанхае со среднеазиатскими лидерами, чтобы заключить пакт о сотрудничестве в области безопасности и торговли.
Говоря через переводчика, Путин пошутил, что в ходе встречи с Бушем он попытался сказать ему что-то по-английски, но опасается, что американский президент лишь сделал вид, что его понял.
Он с гордостью готовил о своей предыдущей работе в КГБ, указав на то, что бывший госсекретарь Генри Киссинджер однажды сказал ему, что "все приличные люди начинали свою карьеру в разведке", как и сам Киссинджер. Затем Путин добавил, говоря об отце президента Буша, который занимал пост директора ЦРУ: "41-ый президент работал не в прачечной, он работал в ЦРУ".
Путин приветствовал заявление госсекретаря Колина Пауэлла о том, что США не стремятся "разрушить" Договор по ПРО. По его словам, он "отдал должное" утверждению Пауэлла о том, что Вашингтон стремится создать эффективную, но ограниченную защиту от потенциальных ракетных ударов со стороны так называемых государств-изгоев.
Согласившись с формулировкой Пауэлла, Путин, видимо, дал понять, что надеется, что администрацию Буша можно уговорить не выходить за рамки Договора по ПРО и создать ограниченную ПРО, подобную той, которую предложила Россия.
Путин признал, что они с Бушем подробно обсудили вопрос о российских поставках оружия Ирану. Он подчеркнул, у России с Ираном "сложные отношения", однако отдал должное президенту Мохаммаду Хатами, назвав его "очень умеренным и очень достойным партнером", который пытается вывести Иран из изоляции.
По словам Путина, Россия обязалась не продавать Ирану ядерные или ракетные технологии, но будет продолжать поставлять Тегерану оборонительные вооружения. Он выразил сожаление, что, настаивая на прекращении подобных продаж, США создают неравные условия для конкуренции на мировом рынке оружия. По словам российского президента, он сообщил Бушу имена американских компаний, которые недавно предлагали Ирану широкомасштабное сотрудничество, однако не стал вдаваться в подробности.
И все же российский лидер отметил, что всерьез относится к опасениям Израиля и США по поводу продаж опасных технологий. Если отдельные российские граждане или компании продолжают тайно заниматься незаконными поставками оружия и технологий Ирану, чтобы заработать денег - мы постараемся покончить с этой практикой, - сказал Путин. Затем он предложил, чтобы российские и американские разведслужбы активизировали сотрудничество в деле предотвращения поставок опасных технологий, независимо от того, о какой стране идет речь.
Путин призвал США уточнить свою позицию по вопросу о путях сотрудничества между Москвой и Вашингтоном в деле борьбы с угрозой исламского экстремизма, исходящей от афганских талибов.
Он указал на то, что в афганских лагерях по подготовке террористов, о которых известно как американским, так и российским разведслужбам, прошли подготовку терриристы, ответственные за гибель российских и американских граждан.
"Мы должны определить свою позицию в отношении талибов,- отметил он.- Мы должны знать, что с ними делать."
По словам Путина, он ответил также Бушу на критику в адрес российской военной кампании в Чечне, кампании Кремля против единственного в стране независимого телеканала НТВ, а также давления Москвы на соседнюю Грузию.
Что касается Чечни, Путин - не упоминая имени своего предшественника - возложил ответственность за чеченскую катастрофу на Бориса Ельцина, который в 1995 году принял решение "де факто" признать независимость Чечни, тем самым расчистив дорогу для исламского экстремизма и усиления влияния полевых командиров, разделивших республику в криминальные вотчины.
Он не отреагировал на заявления о том, что военная кампания в Чечне, которой он обязан своей политической карьерой, привела к гибели мирных граждан и появлению сотен тысяч бездомных.
Однако он сообщил, что задал Бушу вопрос: что бы сделал американский лидер, если бы банды террористов с далекого юга захватили половину штата Техас и использовали бы ее в качестве своей базы.
По словам Путина, главный вопрос не в том, станет ли Чечня независимой или останется в составе России, а в том, чтобы она больше никогда не служила плацдармом для террористической деятельности. В этой связи он выразил свое недовольство деятельностью Грузии. Он утверждал, что, когда Ельцин еще находился в Кремле, он достиг договоренности с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе, что российские войска могут преследовать чеченских повстанцев, укрывающихся на грузинской территории, однако Шеварднадзе изменил своему слову.
"Это единственная проблема в наших отношениях с Грузией", - подчеркнул Путин, утверждая, что его решение ввести визовый режим для грузинских граждан было необходимо, чтобы воспрепятствовать пересечению грузинской границы чеченскими повстанцами.
По такому деликатному вопросу, как свобода прессы в России, Путин не стал вдаваться в подробности относительно своей роли в срежиссированном Кремлем захвате крупнейшего в стране независимого телеканала. Однако он обвинил медиа-магната и основателя НТВ Владимира Гусинского в том, что для создания телеканала тот израсходовал около 1 млрд. долларов государственных средств, зная, что никогда не вернет их обратно.
Кроме того, он заявил, что пройдет еще несколько лет, пока российская экономика сможет потянуть большое количество экономически независимых СМИ. "Я совершенно уверен в том, что без свободных СМИ мы не сможем создать нормальное демократическое общество",- добавил он.