Несмотря на заявления Москвы, Россия не смогла получить гарантии безопасности со стороны Ирана. Тегеран отказывается возвращать отработанное ядерное топливо, которое можно конвертировать в оружейный плутоний.
The Guardian удалось получить в свое распоряжение документы российского правительства, из которых следует, что России и Ирану не удалось договориться о том, что будет происходить с отработанным топливом атомной электростанции, построенной Россией для Ирана. Эта станция будет сдана в эксплуатацию через два года.
Российское сотрудничество с Ираном в области ядерной энергетики и обороны вызывает особое недовольство США после 11 сентября. Наибольшее количество споров вызвало строительство ядерного реактора мощностью в 1000 мегаватт в Бушере, в 500 милях от Тегерана.
Контракты по строительству реактора дадут российскому министерству по атомной энергии возможность заработать 800 млн. долларов. Министерство утверждает, что этот проект не создает никаких угроз, связанных с распространением ядерных материалов. Оно много раз говорило, что отработанное топливо будет возвращаться на хранение и переработку в Россию. Однако секретные документы, переданные Кремлем в министерство по атомной энергии, свидетельствуют об обратном.
"Вопрос об управлении отработанным ядерным топливом отсутствует в подписанном правительствами России и Ирана соглашении о строительстве атомной электростанции Бушер на территории Ирана", - говорится в тексте документа. ? Переговоры о возвращении отработанного ядерного топлива Российской Федерации продолжаются".
В начале июня министр атомной энергии Александр Румянцев в интервью российскому телевидению заявил: "Мы договорились с Ираном, что использованное топливо будет возвращено в Россию. Россия выполнит свое обязательство препятствовать распространению материалов оружейного уровня".
Точно такое же заявление Румянцев сделал в ноябре прошлого года.
Отсутствие соглашения может говорить о том, что Иран пытается выиграть время. Возможно Тегеран захочет оставить отработанное топливо себе. Из такого топлива можно производить оружейный уран и плутоний.
"Иран сможет обладать плутонием, веществом, из которого можно делать оружие, - сказал Тобиас Муэнхмайер, эксперт по ядерному оружию в берлинском отделении Гринпис. ? Такому государству, как Иран было бы не сложно переработать топливо и выделить из него плутоний".
Теперь США начнут более активно критиковать доходный проект строительства АЭС в Бушере.
В заметно улучшившихся отношений Вашингтона и Кремля главным спорным вопросом остается помощь России Ирану в области ядерной энергии. США считает Иран одним из "государств-изгоев".
В феврале президент Владимир Путин приказал министерству по атомной энергии провести "анализ" планов по импорту ядерных отходов. Критики этого проекта говорят, что в результате Россия превратится в мировую свалку ядерных отходов.
В прошлом году российский парламент принял три законопроекта об импорте ядерных отходов. Анализ был нужен Кремлю для того, чтобы Путин мог окончательно утвердить эту программу. Это может произойти в ближайшие месяцы.
Румянцев признал, что оставлять отработанное топливо в Иране было бы опасно. В мае на обеде в Вашингтоне он назвал эту проблему очень серьезной и заявил: "Действительно, атомная электростанция может стать источником распространения опасных материалов после того, как в ней накопится определенное количество отработанного ядерного топлива".
В документе говорится что иранская проблема может сорвать планы Румянцева сделать Россию лидером в области хранения и переработки ядерных отходов. Министерство утверждает, что в течение десяти лет это позволило бы стране заработать 20 млрд. долларов, хотя такие цифры вызывают усмешку у специалистов.
США контролируют мировой рынок отработанного ядерного топлива. Вашингтон обладает правом вето в отношении судьбы 80-90% радиоактивных отходов.
Россия не сможет реализовать свою импортную схему без благословения Америки.
В документе говорится, что для того, чтобы сделать программу ядерного импорта экономически оправданной, России необходимо заключить политическое соглашение с США.
"США уже давно говорят, что это соглашение может быть подписано лишь в том случае, если Россия прекратит сотрудничать с Ираном в области ядерной энергетики", - говорится в документе.