Сталинские лагеря являются достопримечательностью, которая делает Сибирь привлекательной для туристов.
Красноярская турфирма переоборудует один из своих теплоходов для туристических поездок вверх по Енисею в отдаленные лагеря. Глава турфирмы "Дула" Владимир Демидов заявил, что намерен брать всего 400 фунтов за 12-дневный тур по лагерям смерти. "С ними практически ничего не делали, но здесь так холодно, что они прекрасно сохранились", - пояснил он.
Поездки, совершать которые из-за погодных условий можно только в июне и июле, координируются из Красноярска. Для них используется пассажирский теплоход "Антон Чехов", на котором имеется 42-двухместных каюты и два люкса. Это совсем не похоже на ужасные условия, в каких перевозили узников.
Положение заключенных подробно описано в книгах Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" и "Один день Ивана Денисовича".
В этой части Сибири лагеря появились еще в царское время, затем они использовались коммунистическим правительством, но лишь в 1930-е годы их население достигло значительных размеров. Данные, подготовленные для Никиты Хрущева в 1950-е годы, свидетельствовали об увеличении количества заключенных почти до 2 млн во времена разгула террора в 1938 году, когда НКВД, предшественник КГБ, проводил "чистки", борясь с "антисоветскими элементами". Количество заключенных достигло своего пика в 1950 году, когда их насчитывалось более 2,5 млн.
Сталину приписывают такое высказывание: "Одна смерть - трагедия, миллион смертей - статистика". Споры о том, сколько людей погибло при Сталине, не окончены. По официальным советским данным, смертность в лагерях составляла 3% в год и увеличилась до 5% в 1937-1938 годах. Численность населения лагерей уменьшилась после смерти Сталина в 1953 году.
Хотя некоторые лагеря открыты для посещений уже почти 10 лет, интерес к ним невелик.
Фирма "Дула" утверждает, что сегодня интерес к мрачной роли, которую ГУЛАГ играл в российской истории, опять возрос. В регионе множество свидетельств советских репрессий, помимо недостроенных железных дорог, брошенных паровозов и старых лагерных бараков. Большинство железных дорог в регионе, включая Транссибирскую магистраль, построено заключенными.
"Дула" также пытается привлечь интерес к красотам сибирской природы, главным образом - озеру Байкал, где обитают представители более тысячи видов флоры и фауны.
Новый тур поддерживают местные власти, стремящиеся диверсифицировать экономику, сконцентрированную вокруг тяжелой промышленности, где рабочие места сокращаются.