По мнению бывшего главы пакистанских спецслужб, близкого к саудовскому шейху, "Аль-Каида" уже могла тайным образом получить ядерные материалы российского происхождения. Чтобы остановить Усаму, говорит пакистанец, необходимо вернуть власть талибам.
Американская печать называет его самым могущественным генералом в мире. Хамид Гюль, бывший руководитель ISI, пакистанской разведслужбы, уже в отставке. Но он по-прежнему в курсе происходящих событий, и его восхищение талибами, его суровый антиамериканизм, его фундаменталистские взгляды не претерпели изменений.
В этом интервью, которое он дал на своей вилле в Равалпинде, идет речь об охоте на бен Ладена, о войне в Афганистане и о ситуации в Ираке. Он решительно утверждает: у "Аль-Каиды" есть атомная бомба, талибы очень скоро придут к власти в Кабуле, а Ирак нанесет поражение американцам и Западу. Единственный выход, по его словам, - способствовать возвращению к власти муллы Омара, единственного, кто имел власть над Усамой, и началу мирных переговоров.
Хотя "красный уровень тревоги" в Соединенных Штатах - "лишь предвыборный трюк администрации Буша, чтобы напугать американцев и добиться переизбрания", бывший глава ISI говорит по поводу "Аль-Каиды" и ядерных зарядов следующее: "Нам известно, что из российского ядерного арсенала исчезли около сотни ядерных чемоданчиков. Где они в настоящее время находятся, неизвестно. В другом докладе говорится о пропаже по меньшей мере 9 кг обогащенного плутония, который, может быть, находится в руках "Аль-Каиды".
На последующий вопрос был дан не менее эффектный ответ: "Не знаю, будут ли они его использовать. Но для организации, которая оказалась в настоящее время под таким сильным давлением, будет трудно устоять перед соблазном. У "Аль-Каиды" нет таких совершенных систем контроля, как в военных структурах, так же как нет моральных обязательств".
Гюль, которого американцы подозревают в том, что он способствовал удовлетворению ядерных амбиций террористической сети, полагает, что решение о применении атомного оружия будет приниматься Усамой бен Ладеном лично, но, возможно, лидер "Аль-Каиды" откажется от этой идеи.
"Это стало бы жестоким ударом по доброму имени ислама. Если он это сделает, то поставит себя на одну доску с американцами - единственными, кто применил бомбу против невинных мирных граждан и против страны, которая уже потерпела поражение". Иными словами, бен Ладен скорее откажется от применения ядерного оружия по соображениям имиджа, нежели исходя из чувства ответственности.
Генерал отвергает идею, что бен Ладен может скрываться в Пакистане, как предполагалось ранее: "Он не доверяет пакистанцам". Гюль уверен, что Усама прячется в Афганистане, потому что "именно там он прожил последние 25-26 лет. И там он нашел многих друзей. Афганцы его защищают. Многие в прошлом, начиная от Хамида Карзая и кончая Ахмад Шахом Масудом, получали помощь от бен Ладена".
Из руководства "Аль-Каиды", возможно, Айман аль-Завахири перебрался в Ирак, чтобы непосредственно на месте руководить действиями против представителей западных стран. "Многие члены "Аль-Каиды" направились в Ирак. Америка совершила огромную ошибку, начав войну, потому что расширила поле деятельности организации. Теперь моджахеды находятся среди своих, говорят на одном языке, у них общая культура. Не как в Афганистане или Чечне".
Гюль, в свое время один из самых ярых исламистских идеологов в пакистанской армии, не скрывает своего презрения к Соединенным Штатам и резко критикует решение пакистанского президента Первеза Мушаррафа сотрудничать с американцами. Его тезис заключается в том, что война с террором - не что иное, как попытка администрации Буша замаскировать, прежде всего в глазах самих американцев, план распространить гегемонию США на весь мир и захватить арабскую нефть. Но Ирак станет для американцев "черной дырой, которая засосет и уничтожит все".
Ничего хорошего не будет и на афганском фронте, считает Гюль. Он хорошо знает эту страну: он воевал там вместе с моджахедами против советских войск и был одним из стратегов при режиме талибов. У него нет сомнений: "Афганцы никогда не смирятся с присутствием иностранных войск на своей территории. Они и сейчас сопротивляются, со временем сопротивление только усилится. Очень скоро они начнут наступление против американцев и прогонят их".
Выход из войны с террором, в которой "американцы и их союзники вовсе не одерживают победу", может быть найден. Достаточно восстановить режим талибов в Афганистане и возвратить к власти муллу Омара.
"Каждый конфликт в конечном итоге завершается за столом переговоров. Обсуждаются условия сдачи, предпринимается попытка решить вопросы политическим путем", - говорит Гуль.
"В данном случае противную сторону, "Аль-Каиду", можно назвать "неопределенной". С кем будут говорить американцы? У Усамы бен Ладена нет адреса. Если вынуждать собеседника прятаться, война может продолжаться полвека. Решения нет. "Аль-Каиду" связывали в свое время с правительством талибов, и "Аль-Каида" может вновь начать диалог лишь с правительством талибов. В противном случае кто еще в состоянии говорить с "Аль-Каидой"? Саудовцы, Ахмед Чалаби или Первез Мушарраф?"
Если не начнутся поиски этого "света в конце тоннеля", говорит Гюль, ситуация, перед которой может оказаться мир, будет еще более тревожной.
"На данном этапе "Аль-Каида" - исламская организация, но боюсь, она привлечет представителей разных этнических групп, других религий, в частности христиан, антиглобалистов. Людей, которые хотят справедливости, в то время как империалистические и капиталистические силы им в этом отказывают. Как же они поступят? Они объединятся с бен Ладеном. Иными словами, сегодня "Аль-Каида" - это глобальный франчайзинг".