Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 июня 2007 г.

Джон Ф. Бернс | The New York Times

Двоюродный брат Саддама приговорен к казни за агрессию против курдов

Когда в это воскресенье судья огласил приговор - пять смертных казней - человеку, которого иракцы прозвали "Химическим Али", ответчик казался лишь тенью того беспощадного силовика, который почти 20 лет тому назад руководил газовыми атаками, убившими тысячи жителей курдских селений в горных районах Северного Ирака.

61-летний ответчик Али Хассан аль-Маджид, сильно ослабленный диабетом, с трудом стоял, опираясь на трость, в течение 18 минут, пока судья зачитывал заключение о признании его виновным в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности. В отличие от своего двоюродного брата Саддама Хусейна, чьи негодующие крики в прошлом году почти заглушали голос судьи, отправившего его на виселицу, Маджид никак не протестовал, пока судья не приказал приставам увести его из железной клетки, служащей здесь скамьей подсудимых.

"Благодарение Аллаху, теперь я ухожу", - хрипло проговорил он и, повернувшись, захромал к выходу из зала суда, который находится в бывшей штаб-квартире партии "Баас" - там же, где его боялись почти так же, как Хусейна, ибо Маджид имел репутацию человека, который с удовольствием выносил суммарные приговоры курдам, шиитам и другим лицам, в которых старый режим видел врагов. Маджид сам руководил казнями со зловещим упоением, которое очевидно чувствуется в официальной видеохронике.

Если судить по тенденции, заданной делом Хусейна, то через месяц с лишним апелляция, автоматически поданная Маджидом, будет рассмотрена, и вскоре его повесят. В воскресенье вместе с Маджидом были осуждены на смерть еще два высокопоставленных деятеля старого режима. Итак, теперь в общей сложности семь представителей иракской верхушки приговорены к смертной казни за преступления, совершенные за 24-летний период пребывания Хусейна у власти.

Четверо уже казнены, в том числе сам Хусейн (в декабре прошлого года) и его единоутробный брат Барзан Ибрагим аль-Тикрити, взошедший на виселицу на рубеже 2006-2007 годов.

Двое других приговоренных к смерти в воскресенье - это бывшие представители командования вооруженных сил. Султар Хашем Ахмед, генерал, командовавший Первым армейским корпусом во время репрессий против курдов в 1988 году и занимавший пост министра обороны во время вторжения под руководством США в 2003-м, был приговорен суммарно к трем смертным казням по тем же обвинениям, что и Маджид. Хусейн Рашид аль-Тикрити, заместитель главнокомандующего, тоже был приговорен к трем смертным казням.

Хотя иракские офицеры традиционно претендовали на право быть расстрелянными в случае вынесения им смертного приговора, суд распорядился повесить обоих генералов.

"Процесс об Анфале" - словом "анфал", означающим по-арабски "военные трофеи", Хусейн назвал свои операции против курдов - завершился в период, когда интерес иракского населения к этим судебным разбирательствам упал. Лишь горстка иракских журналистов присутствовала на воскресном заседании, причем среди них не было ни одного корреспондента курдских газет. Западных репортеров тоже можно было пересчитать по пальцам.

Застекленная ВИП-галерея в зале суда была полна курдских политиков, но даже они, по словам очевидца, реагировали сдержанно, шепотом переговариваясь после огласки приговоров. Возможно, это свидетельствует о том, как больно курдам до сих пор вспоминать об анфальских операциях. По оценкам самих курдов, 180 тысяч их соплеменников погибло, когда иракская армия бомбила и стирала с лица земли сотни деревень. Уцелевших сгоняли в одно место и подвергали пыткам или морили голодом, а во многих случаях казнили. Братские могилы для казненных рыли бульдозерами. Хусейн, как позднее и другие ответчики по делу об анфальской операции, возражал, что курды сами спровоцировали эти атаки против себя, воюя на иранской стороне во время ирано-иракской войны, которая завершилась в 1988 году.

И все же флегматичная реакция курдов на вердикты резко контрастировала с ликованием видных представителей новой иракской политической элиты - в большинстве своем шиитов и курдов, то есть представителей групп, которые сильнее всего страдали от репрессий Хусейна - в ноябре прошлого года в этой же галерее, когда был оглашен смертный приговор бывшему правителю. Тогда политики радостно обнимались.

Отличий несколько. Во-первых, уже нет в живых самого Хусейна, который тем самым перестал быть ответчиком по делу об анфальской операции. Во-вторых, здесь все устали от войны, и иракцы - даже те, чьи семьи при Хусейне сильно пострадали - все чаще говорят, что их жизнь никогда не была столь ужасна, как сейчас: в условиях ежедневных акций террористов-смертников и "эскадронов смерти", а также в отсутствие таких основных благ, как электричество, действующие больницы или школы. Жажда мести или воздаяния притупилась.

Медлительность судопроизводства также сыграла определенную роль. Первым крупным процессом было дело о массовом убийстве в селе Дуджейль, касавшееся казни 148 шиитских мужчин и мальчиков после неудачного покушения на жизнь Хусейна в 1982 году. По этому делу Хусейн и был приговорен к повешению.

Этот процесс длился год. Разбирательство дела об атаках против курдов, начавшееся после завершения дуджейльского дела, растянулось на 10 месяцев и завершилось в это воскресенье. Зал, переоборудованный специально для проведения судебных процессов, охраняется столь бдительно, что, по оценке представителей американской администрации, даже в Белый дом попасть проще.

Внутри здания американские охранники в штатском с автоматами патрулируют облицованные мрамором коридоры, а снаружи на обложенных мешками с песком вышках несут дозор американские солдаты. Высоко в воздухе за зданием наблюдают беспилотные самолеты. Техническую помощь в судопроизводстве оказывали в основном юристы министерства юстиции США, что обошлось американским налогоплательщикам, как минимум, в 150 млн долларов. Сотрудники иракских судов говорят, что их предупредили, что в дальнейшем финансирование будет сильно урезано.

Однако после вынесения приговоров те же представители иракских судов сообщили, что процессы будут продолжаться. Первый из них - так называемый "процесс об интифаде" - начнется в июле. Он касается подавления восстания шиитов на юге Ирака в 1991 году после войны в Персидском заливе. По словам шиитских представителей, при этом было убито, как минимум, 150 тыс. человек. Среди ответчиков будут два человека, прослывшие самыми беспощадными помощниками Хусейна: его секретарь и старший телохранитель Абид Хамид Махмуд аль-Тикрити, а также единокровный брат оного Сабави Ибрагим Хассан аль-Тикрити, бывший директор двух страшных служб безопасности Хусейна: "Мухабарат" и Директората общей безопасности.

По словам иракских властей, идет подготовка как минимум к еще десяти судебным процессам. Один из них будет касаться применения отравленного газа в марте 1988 года, вызвавшего многочисленные потери в городе Халабия в иракском Курдистане, где, по некоторым сведениям, было убито до 5 тыс. человек. Именно эта атака в основном и привлекла внимание международного сообщества к тяжелому положению курдов при Хусейне. Это дело выделили в отдельное производство, отграничив от процесса об анфальской операции, ввиду его печальной известности и глубокого резонанса случившегося в курдской среде.

Предметом других разбирательств станут убийства видных религиозных и политических деятелей в правление Хусейна; произошедшее в 1980-х убийство нескольких сотен членов курдского клана Барзани, игравшего заметную роль в курдской политической жизни; преследование шиитских жителей болотных районов на юге Ирака; и инцидент в 1993 году, когда Ватбан Ибрагим аль-Хассан аль-Тикрити, другой родственник Хусейна, арестовал десятки багдадских рыночных торговцев, обвинив их в том, что они якобы спекулировали продуктами, и после суда, продлившегося меньше одного дня, приказал повесить их на фонарных столбах.

Для курдов вердикт суда в связи с анфальской операцией важен еще и тем, что пять из шести ответчиков были признаны виновными в геноциде. Хотя западные организации, занимающиеся мониторингом юридической деятельности, выражают сомнения в том, что анфальская операция подпадает под определение "геноцид" в интерпретации международного права ("методичные усилия по истреблению целой этнической или религиозной группы"), курдские политики в Ираке говорят, что признание ответчиков виновными в геноциде подкрепит заявления иракских курдов о том, что единственной гарантией их жизни может быть лишь предоставление им автономии внутри Ирака с правом на охрану границ.

Главной неожиданностью при оглашении вердиктов стало то, что двое из ответчиков - высокопоставленные сотрудники директората военной разведки Хусейна - были приговорены не к казни, а к пожизненному заключению. Это были Сабир Абдул-Азиз аль-Дури и Фархан Мотлак аль-Джабури. Оба были признаны виновными в непосредственной причастности к анфальской операции.

Относительно шестого ответчика - Тахира Тауфика аль-Ани, который помогал Маджиду, занимая пост секретаря партии "Баас" в северном регионе, - судьи вынесли вердикт "невиновен" и постановили освободить его из-под стражи в соответствии с просьбой стороны обвинения, сообщившей в суде, что улик против него нет. Он торопливо покинул зал суда, даже не улыбнувшись. Генералы Ахмед и Рашид что-то выкрикивали, когда приговоры им оглашались, но верховный судья Мохаммед Урейби аль-Халифа тут же приказал вывести их из зала суда.

Об Ахмеде широкие слои американской общественности впервые узнали в марте 1991 года, когда он возглавил делегацию военных Ирака, которая встретилась с американскими генералами на иракско-кувейтской границе для подписания соглашений о прекращении войны в Персидском заливе. Грузный экс-министр обороны безуспешно просил слова после того, как был оглашен смертный приговор ему. "Я ничего не скажу - просто препоручу вас милости Аллаха", - сказал он, когда приставы уводили его из зала.

Рашид был громогласнее. "Благодарение Аллаху, нас казнят за то, что мы защищали свою страну от воров и преступников, - выкрикнул он. - Мы защищали Ирак".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru