Если Аршавин сотоварищи выйдут в финал, между ними будет разделена премия в 7 млн евро
Говорят, что футбол - это состояние души. Что ж, тогда состояние души российской сборной в ночь с 10 на 11 июня устремилось к небесам, точно акции Google. Это произошло в популярном альпийском отеле Krallerhof в долине Леоганг. Сборная только что вернулась из Инсбрука, где в своем дебютном матче чемпионата Европы проиграла испанцам со счетом 1:4, и люди, руководящие российским футболом, организовали своего рода саммит, имеющий целью дать толчок проекту, в котором, наряду с интересами спорта, преобладали интересы политического характера. На совет собрались, в частности, представитель Романа Абрамовича, основателя нефтяной компании "Сибнефть", из средств которого в основном финансируется Российский футбольный союз, представитель Леонида Федуна, мажоритарного акционера "Лукойла" и владельца клуба "Спартак" (Москва) и посланец Александра Дюкова, председателя совета директоров "СИБУРа" - нефтехимического подразделения "Газпрома", которое владеет "Зенитом" (Санкт-Петербург). На встречу также прибыли главный тренер и селекционер игроков Гус Хиддинк и его заклятый враг Виталий Мутко. Мутко, совмещающий посты президента РФС и министра по делам спорта, туризма и молодежи, был помешан на том, чтобы немедленно уволить Хиддинка.
Предложение Мутко, заявившего, что его шокируют либеральные методы голландского тренера, состояло в том, чтобы найти другого тренера, который направлял бы команду в матче с греками. Но Мутко своего не добился - нефтяники подтвердили полномочия Хиддинка. Важную роль сыграла дружба тренера с Абрамовичем. Эти отношения помогли не только сохранить Хиддинка на его посту, но и подписать распоряжение о премиях - финансовых стимулах для самого тренера и для всей сборной. Этот вопрос, который во всех федерациях решается еще до первого матча, пока не был урегулирован в команде, которая более всего ценит деньги.
Средняя зарплата в России - около 400 евро в месяц. Пропасть между бедными и богатыми постоянно расширяется. Человек со средствами пользуется привилегиями, о которых большинство не может и мечтать. Футболисты российской сборной - игроки из московских и санкт-петербургских клубов - принадлежат к немногочисленному слою баловней судьбы. Они миллионеры. Это наделяет их социальным статусом, который они склонны демонстрировать с аристократической надменностью. Для русского футболиста стимулом к отличной игре являются деньги. Поэтому утром 11 июня ситуация радикально переменилась. Официальные премии за выход в четвертьфинал были установлены в размере 500 тыс. евро на человека. Это немыслимые деньги для любой из европейских сборных. Втрое больше, чем премии, которые получат испанцы в случае победы на чемпионате.
Это вливание нефтедолларов объясняет, почему с лица Павлюченко не сходит улыбка, сделавшаяся символом склонности его команды не считаться с правилами и пределами. Договоренность о премиях была достигнута до побед над Грецией и Швецией, а после выхода в четвертьфинал переговоры возобновились. Накануне матча с голландцами игроки начали получать от предпринимателей неофициальные вознаграждения. Павлюченко, бомбардир из "Спартака", получил за забитые голы несколько тысяч евро в качестве бонуса. Аршавин, звезда "Зенита", тоже стал косвенным бенефициаром роста цен на нефть. Федун и Дюков, президенты "Спартака" и "Зенита", без колебаний создали для своих ребят финансовые стимулы для того, чтобы те показали на Евро-2008 запоминающуюся игру. Эти выплаты считаются инвестициями, которые владельцы надеются окупить за счет трансфертов.
Еще десятью днями ранее российские игроки стоили, в лучшем случае, несколько миллионов евро - теперь же на них можно заработать массу денег. Сделкой довольны все. Даже Мутко, который теперь вместо того, чтобы требовать увольнения Хиддинка, предлагает сделать его почетным гражданином России. В России все изменчиво, все импровизируется на месте. В день, когда россияне разбили шведов и вышли в четвертьфинал, команде пришлось срочно искать гостиницу для ночевки. Федерация не забронировала номера заранее и не организовала переезды. Еще десять дней тому назад российский футбол был жертвой всеобщего чувства фатальной обреченности. В успех не верил никто. Вопрос о премиях был отложен до самого последнего момента.
Сегодня у игроков по 500 тыс. евро в кармане, а в случае победы над испанской сборной, согласно заключенной договоренности, они разделят между собой еще 7 млн. А если они выиграют и в финальном матче? Вчера в России никто не исключал возможности возобновления переговоров для установления новых премий. Развитие событий разбудило алчность. Тактика Хиддинка достойна того, чтобы Москва оплачивала ее золотом.