Французская L'Humanité публикует интервью с фотохудожницей Франсуаз Югье, снявшей документальный фильм о коммунальных квартирах Санкт-Петербурга. В 1991 году Франсуаз Югье приехала в Санкт-Петербург, где узнала, что такое коммуналки. В 2001 году ей захотелось вернуться, чтобы пофотографировать эти в прошлом буржуазные и роскошные квартиры, превратившиеся в развалины. С 2001 по 2007 она приезжала в Санкт-Петербург по два раза в год.
"Меня всегда восхищала эта страна, ее кино, литература, история. Разговаривая с людьми, я оказывалась в учебнике истории, настолько поразителен их культурный уровень. Одна женщина спросила меня, знаю ли я Франсуазу Саган, она была ее поклонницей, прочитала все ее книги. Санкт-Петербург - это город, наполненный музыкой, более значительный в плане воображаемого, чем Москва. Это особый город, северная столица. А в этих квартирах сконцентрировано все, что заставляет меня любить Россию. Я фотографировала эти комнаты, я написала о них книгу, но мне не хотелось расставаться с ними", - рассказывает Франсуаз Югье. Так возникла идея фильма. "Я хотела дать слово всем этим людям. Это память, которая исчезнет, а ведь коммунальная жизнь сформировала русский характер. Все прошли через коммунальные квартиры. Это практически часть культуры, психологии взаимных отношений", - сказала она в беседе с корреспондентом Жаном Руа.
В Санкт-Петербурге гораздо больше коммунальных квартир, чем в Москве, - 90 тысяч, в них проживает почти 450 тыс. человек.
"Я стала снимать на Советской, потому что у меня там жила подруга-художница и я к ней ходила в гости. Я попыталась как-то открыть соседнюю дверь. Места общего пользования - не проблема, но в комнаты соседей входить нельзя. Мне удалось снять одну комнату, чтобы поговорить с людьми", - рассказывает Югье.
"Я хотела снять фильм, полностью состоящий из широких планов, чтобы были видны детали, потому что каждая комната - это особая вселенная. Я хотела, чтобы ощущался переход из комнаты в комнату, чтобы было ясно, что в шкафу никогда не убирали, а семейный альбом лежит на холодильнике. Но мне пришлось многое вырезать. Когда люди рассказывают о своей жизни, получается очень долго. Каждый случай - это целый роман. Эти люди - последние, кто может рассказать о социализме, войне, блокаде Ленинграда," - сказала Франсуаз Югье.
"Это немного художественный документальный фильм, потому что некоторые кадры постановочные, - призналась она, добавив: - Но я ничего не придумывала про человеческие жизни".