За последнее десятилетие в США выросло число пластических операций у детей и подростков, сообщает USA TODAY. По большей части пациенты совершенно здоровы, но недовольны величиной носа или размером груди. Это раньше девочки, разочарованные размером груди, просто засовывали под кофту носки, а мальчики скрывали прыщавые лбы под челками, замечает журналистка Мэри Брофи Маркус.
"Почти все дети, которые приходят ко мне на прием, не хотят выделяться в отрицательном смысле", - заметил хирург Джеральд Питмен. Многие родители и медики считают, что вреда от операции не будет, раз она улучшит эмоционально-психическое состояние ребенка. Критики возражают, что такое "улучшение" в результате операции не находит фактического подтверждения.
Понятие "медицинских показаний" для пластической хирургии у детей весьма расплывчато, отмечает специалист по педиатрической пластической хирургии Дэвид Стеффенберг из Montefiore Medical Center and Albert Einstein College of Medicine (Нью-Йорк). Некоторые считают, что устранению подлежит не только то, что опасно для жизни, но и особенности, просто мешающие в быту или подрывающие здоровую самооценку, пояснил он.
"Развитие детей, которых их ровесники или учителя считают в чем-то отличающимися от других, порой сильно страдает", - заметил Стеффенберг. Так, его 8-летний пациент родился без одного уха, хотя слух у него прекрасный. Для реконструкции уха требуется три операции, но ребенок очень рад результату.
Иногда детям азиатского происхождения делается специальная блефаропластика - операция по расширению глаз. "Это миф, что азиаты, делающие операции на глазах, стремятся походить на белых. Просто в культуре сложились ассоциации некоторых черт лица с характером и личностью человека, в том числе с его потенциальной успешностью в жизни", - говорит пластический хирург Мин Ан из Массачусетса.
Специалисты по педиатрической пластической хирургии уверяют, что внимательно обследуют пациентов и при выявлении булимии или анорексии отказывают в операции. Медики также стараются удостовериться, что несовершеннолетние делают выбор сознательно, а не под давлением родителей или бойфрендов, либо из каприза походить на конкретную знаменитость. У некоторых хирургов есть список операций, которые они категорично отказываются делать детям: например, косметические инъекции ботокса, липосакция, эпиляция линии бикини и лазерное омоложение кожи.
По поводу аргумента, что физические недостатки и косметические дефекты закаляют характер, пластический хирург Донн Четем возразил: "Жизнь и так нелегка".
Еще одна сложная этическая проблема - пластические операции для детей, которые отстают в умственно-психическом развитии. Многие родители хотят омолодить внешность своего ребенка, чтобы он не выглядел аномальным, поясняет газета. Иногда родители жаждут приблизить внешность отпрыска - например, ребенка с синдромом Дауна - к норме, чтобы окружающие обращались с ним как с равным.
"Некоторые возражают, что тем самым мы отнимаем у ребенка его единственную защиту: если он не будет выглядеть "отсталым", к нему станут предъявлять непомерные требования", - сказала в интервью Сьюзен Джилберт из научного института Hastings Center, подготовившего доклад о пластической хирургии у детей. Иногда вмешательство бывает радикальным: несколько лет назад у девочки по имени Эшли с сильной умственной отсталостью удалили половые органы, а также провели другие процедуры для предотвращения половой зрелости и роста. "Родители не хотели отправлять ее в специальный интернат, но пришли к выводу, что не смогут заботиться о ней дома, если она вырастет", - поясняет издание.
Джон Полли, возглавляющий отделение педиатрической реконструктивной и пластической хирургии в Rush University Medical Center, советует хирургам не принимать трудные решения о таких операциях в одиночку. Первоначально ребенка должны осмотреть педиатр, эндокринолог и психолог, а также другие специалисты, рекомендует он.