36-летний Илья Пономарев заседает в Госдуме второй срок и пытается изменить российский истеблишмент, частью которого сам является. Это вызывает подозрения со всех сторон, пишет The New York Times.
Он - один из двух федеральных чиновников, которые активно участвует в уличных акциях против Владимира Путина (второй - Геннадий Гудков). Он не занимает такой радикальной позиции, как Сергей Удальцов или Алексей Навальный, и часто выступает в качестве посредника между протестующими и полицией. Ему это делать легче, поскольку он пользуется иммунитетом как депутат Госдумы, отмечается в статье.
В этом месяце в Госдуме Гудков и Пономарев провели "итальянскую забастовку". Им не удалось воспрепятствовать принятию закона о митингах, но удалось продемонстрировать, что "Единая Россия" больше не имеет безграничного контроля над парламентом. Пономарев заявил, что это шаг к построению жизнеспособной оппозиции. "В отличие от остальных лидеров протестного движения, квартиры Пономарева и Гудкова не подвергались обыскам. Однако непонятно, как долго власти будут терпеть уличные протесты", - замечает автор статьи.
Пономарев рассматривает три варианта развития событий. В лучшем случае Путин начнет переговоры, которые позволят провести мирную, постепенную передачу власти. Другой сценарий, более жестокий, при котором он будет изгнан из Кремля вне правовых рамок. Самый худший вариант заключается в возможном перевороте внутри правящей верхушки и приходе к власти кого-то из этого круга, говорит оппозиционер. По его мнению, основным препятствием является то, что оппозиция не может выдвинуть лидера. На настоящий момент наиболее вероятным кандидатом кажется Алексей Навальный, но он отказывается от призывов создать и возглавить политическую партию.
Даже близкие друзья Пономарева утверждают, что ему будет трудно добиться доверия, учитывая его связи с руководством страны, добавляет автор статьи.