Советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Белоусов считает трудности, которые переживает сейчас российская экономика, следствием скорее внутренних тенденций, чем наложенных на Россию санкций. Нормализация отношений, сказал он в интервью Die Presse, возможна, но инициативу в этом направлении должна проявить Европа.
"Могу с полной уверенностью сказать, что мы адаптируемся к санкциям. Тяжелее всего нам далась блокировка доступа к финансовым рынкам. В том числе и потому, что эта проблема совпала с двумя другими тенденциями. Во-первых, с падением цен на нефть. Вторую тенденцию описать сложнее. Дело в том, что начиная с 2000 года у нас на потребительском рынке формировался пузырь. Заработные платы росли быстрее производительности труда и стимулировали потребление и импорт. В итоге сложилась такая ситуация: начиная с 2013 года нам пришлось бы девальвировать рубль даже в том случае, если бы цена нефти осталась высокой и санкций не было бы", - полагает Белоусов. В целом, по его словам, санкции "почти не оказали влияния на динамику производства", а утрата доступа к финансовым рынкам действительно "привела к определенному сокращению инвестиционной активности", но "и в этой области происходит адаптация".
Как утверждает Белоусов, ответные санкции, в частности запрет на импорт ряда товаров, "помогают развивать собственное производство в некоторых секторах и замещать импорт". Состояние экономики он охарактеризовал так: "Мы восстановили макроэкономическое равновесие. Обменный курс [рубля] более-менее стабилен. Что касается инфляции, то здесь произошло изменение тенденции, она начала падать. Бюджетный дефицит под контролем, как и государственная задолженность". Нерешенной осталась проблема высоких процентов по кредитам, но она, как считает советник, связана не столько с санкциями, сколько с упомянутым ранее пузырем на потребительском рынке. Рецессию, по его прогнозу, удастся преодолеть "в лучшем случае" к сентябрю.
По поводу перспектив снятия взаимных санкций Белоусов сказал: "Очевидно, что мяч на стороне европейцев. Не мы начали вводить санкции, не нам их и снимать... Думаю, что на политическом уровне восстановление отношений возможно. И это неизбежно произойдет. Что касается экономики, то здесь, к сожалению, ситуация куда тяжелее, поскольку европейские фирмы и страны уже в значительной степени потеряли свои доли на российском рынке. Вернуть их будет довольно сложно... От инвесторов мы получаем сигналы, что политику и экономику следует разделять. Кроме того, многие фирмы заявляют о намерении перенести производство к нам... Мы пытаемся им в этом помочь, ведь отношения с Европой для нас имеют решающее значение".