"В Косово требуется больше Европы", - сказал вчера министр иностранных дел Италии Фраттини, объявив в палате депутатов об отправке в ближайшее время 240 десантников в Косово.
Но есть и такие, кто, как философ Массимо Каччари, обвиняет Европу и Италию в "преступном невежестве" за то, что никто и не пытается что-либо предпринять для защиты от разрушения бесценного сербского православного культурного наследия. Экстремистски настроенные албанцы совершили нападения на десятки древних зданий. Каччари вспоминает о жемчужинах архитектуры, церквях и монастырях, расположенных в таких населенных пунктах, как Декани, Печ, Призрень, Витине, Юросевач.
"Так много говорится о Европе и ее корнях без знания ее культуры. В Косово находятся произведения искусства исключительной ценности и важности для европейской цивилизации. Разрушение одного здания, утрата фресок равноценны уничтожению Сан Марко, Сан Витале или Сант'Аполиннаре в Равенне. Речь идет о культуре раннехристианского периода, на которую повлияла культура Византии".
- Когда вы стали проявлять такой интерес к этой проблеме?
- Еще в университете. Благодаря профессору Серджио Беттини, известному историку, специалисту в области раннехристианского искусства в Падуе, в ходе экспедиции на Балканы я открыл для себя чудесный мир православной культуры. Я до сих пор нахожусь под впечатлением от этой поездки. Такие фрески очень трудно отыскать даже на горе Атос.
- В Косово продолжается разрушение церковных ценностей. Вызывает опасения судьба резиденции патриарха в Пече, ценностей в Декани.
- И никто пока пальцем не шевелит, ни один итальянский интеллигент не говорит об этом, если не считать инициативы профессора Сальваторе Сеттиса, организовавшего конференцию. Полная тишина.
- Почему?
- Незнание. Сначала невинное. Потом преступное, когда начинают поступать тревожные сообщения. Возможно, все думают, что эти церкви не представляют художественной ценности. Может быть, некоторые полагают, что речь идет о полуразвалившихся зданиях. А если кому-то придет в голову разрушить Сан Витале? Последует бурная реакция. В сложившихся условиях мы просто обязаны действовать.
- Многие европейские интеллектуалы выступили против разрушения скульптур Будды в Бамиане талибами:
- Просто смешно. Это демонстрация того, насколько узко этот мир воспринимает происходящее. Для нас, европейцев, церковные росписи в десятки тысяч раз важнее, чем фигуры Будды.
- По вашему мнению, в этом молчании свою роль сыграл антисербский культурный подход?
- Без сомнения. Этим мы обязаны всем западным масс-медиа, которые слишком часто представляли сербов как кровавых палачей. Лишь немногие делают различия между Милошевичем, между теми, кто организовал осаду Сараево, между военными преступниками, повинными в этнических чистках и всем остальным сербским народом. Многие сейчас думают: на их совести геноцид, и албанцы из Косово осуществляют кровную месть. Какой бы ни была война, справедливой или нет, но именно такое мнение получило самое широкое распространение.
- Вы имеете в виду наших военнослужащих там?
- Было бы целесообразно реализовать некоторые инициативы, но очень часто, на их подготовку уходит слишком много времени. Чтобы принять конкретное решение, необходимо направить запрос в парламент, чтобы говорить о культуре, а не о политике, чтобы заставить наше правительство передать соответствующие распоряжения нашим войскам, выполняющим задачи в этом регионе.
- Вы думаете, что наш контингент не слишком эффективно действует?
- Возможно, они не имеют необходимых средств, нет точных приказов. Надо объяснить нашим солдатам, что эти монастыри, церкви необходимо защищать, как если бы речь шла о Сан Марко. Всего в этой зоне НАТО разместило, кажется, 18 тысяч человек. Было бы хорошо, если бы они действовали быстро. По имеющимся у меня данным, ежедневно уничтожается до 15 церквей.