В последний момент конгрессмен помог профессиональным фигуристам остаться в Лас-Вегасе
Семья фигуристов получила 90-дневную отсрочку уже намеченной депортации в Россию после того, как за нее вступился член палаты представителей Йон Портер.
Анна Петраченкова, ее муж Владимир Хатин и их сын, 11-летний Тимофей, в тревоге ждали, а их друзья и коллеги пытались узнать их судьбу в Иммиграционном управлении.
Пресс-секретарь конгрессмена сообщил, что Портер в среду связался с иммиграционными властями в Вашингтоне и добился отсрочки депортации семьи.
"У меня появилась надежда там, где ее раньше не было", - заявил 40-летний Хатин.
Он, его жена и сын должны явиться в Иммиграционное управление 15 апреля, чтобы обсудить их просьбу остаться в США на постоянное жительство.
Хатин и Петраченкова заявили, что проконсультируются с юристом, специализирующимся на иммиграционных делах, и сделают все возможное, чтобы получить легальный статус.
"Эта семья соблюдает все правила и прилагает все усилия, чтобы стать гражданами. К сожалению, средства, которые они использовали, не принесли успеха, - сказал Портер. - Теперь у нас появилась возможность действовать по другим каналам. Много людей помогает этой семье".
По словам Портера, он обсуждал это дело с множеством чиновников, от иммиграционной службы и министерства внутренней безопасности до аппарата Белого дома.
По словам Петраченковой, в начале марта она подала прошение об отсрочке депортации, но в среду получила официальное уведомление о том, что ее заявление не может быть рассмотрено. Между тем, она оплатила даже больше, чем требовалось, выписав чек на 250 долларов, хотя рассмотрение стоит 155 долларов.
Обнимая друзей и вытирая слезы со щек, Петраченкова сказала, что отметит маленький шаг ее семьи к победе походом в цветочный магазин. "Я должна купить букет Портеру", - заявила 35-летняя Петраченкова.
Сюзанна Батлер, внучка которой учится фигурному катанию у Петраченковой, сказала, что была потрясена, узнав об иммиграционных проблемах семьи две недели назад.
"Они не думали, что мы захотим им помочь, - заявила Батлер. - Это хорошая, уважаемая семья. Они заслуживают того, чтобы остаться".
О том, что семья может остаться, стало известно после напряженного ожидания. В маленьком вестибюле иммиграционной службы Тимофей сидел, уткнувшись лицом в колени, а приятель гладил его по спине и говорил что-то ободряющее. Рядом с ним сидела мать, которая дрожала и всхлипывала, то обнимая сына, то закрывая лицо руками. Муж стоял рядом с ней, но время от времени выходил на улицу поговорить с теми, кто пришел их поддержать, позвонить по мобильному телефону, покурить.
Семья проиграла длившуюся четыре года судебную баталию за право остаться в США в прошлом году, когда апелляционный суд 9-го округа отказал им в политическом убежище. 16 февраля семья получила письмо, предписывающее им явиться 24 марта в 8:30 утра в иммиграционную службу, готовыми к депортации и имея при себе не более 44 фунтов багажа на человека.
Но семья положилась на Портера и, отправляясь в иммиграционную службу, оставила багаж и собаку дома. Петраченкова едва могла говорить.
На улице возле иммиграционной службы стояли несколько учеников Петраченковой и их родители.
Когда появился Хатин, размахивая письмом, в котором разъяснялись условия отсрочки, раздались радостные крики. В воздухе замелькали носовые платки: мужчины, женщины и две девочки вытирали слезы.
Семье был бы полезен акт о предоставлении им гражданства, который должен написать конгрессмен из Невады. Такие акты не являются чем-то необычным, их пишут конгрессмены из разных штатов. Но для его принятия нужно голосование в конгрессе, распущенном на каникулы до первой недели апреля.
Из 108 актов, предложенных на завершившейся сессии, было принято всего три, отметил Портер.
"Я думаю, им лучше действовать по судебным каналам, - сказал Портер. - На этой неделе нашей задачей было добиться отсрочки и помочь семье найти другие возможности".
Пресс-секретарь сенатора от Невады, демократа Гарри Рейда в среду подтвердила, что лидер сенатского меньшинства не будет вмешиваться и помогать семье.
"Мы с сочувствием относимся к их ситуации, но мы изучили дело и видим, что они исчерпали все легальные возможности", - сказала Шэннон Иган.
После депортации семья может вновь обратиться за визами и вернуться в США, добавила Иган.
"Сенатор Рейд поддержит эти усилия, он советует им рассмотреть этот вариант", - заявила Иган.
В январе Рейд не дал депортировать 18-летнюю Эмму Саркисян и ее 17-летнюю сестру Мариам, которые провели две недели под надзором властей, ожидая депортации в Армению. Хотя они родились в Армении, значительную часть жизни прожили в Лас-Вегасе с отцом, Рубеном Саркисяном, имеющим вид на жительство в США.
В отличие от Рубена Саркисяна, ни Петраченкова, ни Хатин не имеют вида на жительство. Российской семье не грозит разлука, как семье Саркисяна.
Петраченкова и Хатин попросили политического убежища в декабре 2000 года, когда закончился их контракт с шоу "Московские звезды на льду" и истек срок действия их виз. Супруги заявили, что в случае возвращения на родину им грозит вымогательство со стороны властей и преступных группировок.
Во время предыдущей поездки домой бандиты угрожали жизни их сына, приходили в их московскую квартиру, размахивая пистолетами и требуя денег, заявила Петраченкова.
Пока их дело путешествовало по американским судам, семье дали разрешение на работу и поездки, и около трех лет назад они приехали в Лас-Вегас. Тимофей, в этом году занявший шестое место на региональном чемпионате, говорит, что мечтает когда-нибудь выступить на Олимпиаде за США.
Друзья, коллеги и ученики Петраченковой и Хатина, преподающих в Ледовом центре Лас-Вегаса, последние несколько дней лихорадочно собирали подписи под петицией в поддержку семьи. Мэтт Триба, дочь которого занимается у Петраченковой, сказал, что юрист рекомендовал ему собрать не менее 2 тыс. подписей, тогда он может надеяться на поддержку законодателей.
"Он сказал мне, что 2 тыс. подписей эквиваленты 50 тыс. голосов, - заявил Триба. - Мы должны продемонстрировать свою поддержку, иначе непонятно, кто эти люди. Почему политики должны им помогать?"
В среду было собрано более 2,5 тыс. подписей.
Джеремия Вольф Штучинер, адвокат, представлявший интересы семьи в апелляционном суде, сказал, что если бы они обратились к нему пять лет назад, он бы посоветовал им делать упор на свое мастерство фигуристов.
"Просьба о предоставлении вида на жительства квалифицированным исполнителям могла бы иметь больший успех", - отметил Штучинер.