Кардинал Анджело Скола, 62-летний венецианский патриарх, первый кандидат в преемники Иоанна Павла II, недавно создал совместно с другими католическими епископами Европы, Ближнего Востока и Азии научный центр и международный журнал, посвященный диалогу с исламом, - Oasis (oasis@marcianum.it). Выступив 15 марта на презентации этой инициативы в ЮНЕСКО, он призвал к диалогу между христианской и мусульманской культурами.
- Всерьез ли вы верите в шансы на диалог между исламом и христианством после терактов 11 сентября 2001 года?
- Этот диалог мы хотим провести с мусульманскими интеллектуалами и религиозными деятелями. Мы хотим пригласить их в Венецию, в Каир, а может быть, и в Париж. Потому что мы думаем, что взаимопроникновение цивилизаций - это не наивная идея, а реальный исторический процесс, происходящий благодаря миграциям, торговым отношениям и туризму. Не нам определять иммиграционную политику. Но христиане и мусульмане, будь то в Европе или на Ближнем Востоке, должны жить вместе. В Италии быстро растет количество смешанных браков. Так что это скрещивание - реальность. Но это также и шанс. Нет более реалистичной инициативы, чем решиться на диалог общины с общиной, веры с верой, языка с языком. Это личное свидетельствование верующего предполагает наличие сильной, но динамичной самобытности. Она может носить эксклюзивистский характер и порождать все известные формы нетерпимости, но она может быть также открытой и способной к диалогу на равных с самобытностью других.
- Однако христианские меньшинства на Ближнем Востоке, в Азии и Африке более критично смотрят на ислам, чем вы...
- Это правда, но идея культурного диалога исходила как раз от епископов Ближнего Востока, Магриба, Пакистана и Индонезии, то есть регионов, в наибольшей степени страдающих от международной напряженности и исламистских движений. Именно они просят нас помочь христианским меньшинствам, которые живут бок о бок с мусульманами, где они составляют большинство на своей земле. То, что сегодня происходит в Ливане, Египте, Израиле, на палестинских территориях, имеет жизненно важное значение для сохранения равновесия в этом регионе и для наших общин. Ливан - одно из последних христианских пространств на Ближнем Востоке. Нужно сделать все, чтобы помочь христианским меньшинствам там остаться. Осознаём ли мы, что означали бы для цивилизации исчезновение всякого христианского присутствия и превращение земли, на которой родился Христос, в музей?
- Не должны ли мы, в рамках принципа взаимности, говорить о свободе для христиан на земле ислама?
- Разумеется. Мы должны потребовать от стран ислама сделать все, чтобы защитить свободу каждого верующего, который живет и работает на их земле, дать каждому, какую бы веру он ни исповедовал, возможности для осуществления своей свободы. В христианской вере есть стремление к безвозмездному дару, способному тронуть сердце другого. Когда Католическая церковь делала жесты примирения и прощения в отношении других религиозных общин, она ничего не требовала взамен.