Киргизская революция победила, и оппозиция даже не успела решить, тюльпановая она или лимонная. Президент Киргизии Акаев бежал вместе с семьей на вертолете в соседний Казахстан. В Москве председатель Думы Борис Грызлов предостерег от вмешательства.
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов заявил, что военного вмешательства России быть не должно, если только легитимное правительство не попросит о помощи. Однако этой просьбы о братской помощи (как говорили раньше), судя по всему, не последует. Ведь Аскар Акаев не отдал приказ стрелять своим милиционерам, которые сегодня почти без боя сдали резиденцию правительства. А Москву устроит и новое руководство в Бишкеке.
Особенно когда речь идет об оппозиционном лидере Феликсе Кулове, которого сегодня освободили из тюрьмы после четырехлетнего заключения. Феликса Кулова знают и в Москве. Он был мэром столицы Бишкек, вице-президентом при Акаева и главой спецслужб. Решающим сегодня было то, что правоохранительные органы большей частью перешли на сторону противников Акаева. Однако будущее этой среднеазиатской республики остается неопределенным.
В течение дня события в Бишкеке развивались стремительно. Несколько тысяч человек собрались на площади перед домом правительства. Там между противниками и сторонниками Акаева произошло уличное столкновение, которое закончилось штурмом дома правительства, которому правоохранительные органы почти не сопротивлялись.
Акаев не отдал приказ стрелять
В последние дни оппозиция уже захватила власть в городах Ош и Джелал-Абад на юге страны. Акаев, который долгое время считался "самым демократичным" и интеллектуальным главой государства в Средней Азии, судя по всему, не смог решиться отдать своим милиционерам приказ стрелять. Еще когда у здания правительства шли демонстрации, бывший председатель киргизской академии наук ушел на дно.
Россия, которая до сих пор поддерживала Акаева, официально не прокомментировала переворот в этом государстве СНГ. Националистический депутат Думы Дмитрий Рогозин заявил об очередном поражении российской политики. По его словам, руководство в Кремле наблюдает за развитием ситуации в стране только по телевидению и больше не имеет возможности влиять на положение. Незадолго до переворота российское телевидение назвало оппозицию "исламскими фундаменталистами".
Торговцы наркотиками, финансируемые Западом
Акаев тоже несколько дней назад обвинил оппозицию в том, что она замешана в торговле наркотиками. К тому же, по его словам, антиправительственные протесты финансирует Запад. Однако переворот в Киргизии до сих пор имел менее выраженный антироссийский фон по сравнению с аналогичными событиями на Украине и в Грузии.
Зажатая между своим могущественным китайским соседом, исламскими фундаменталистами, которые в 90-е годы на юге страны устроили настоящую мини-войну с бишкекскими властями, и бывший российским старшим братом, Киргизия и в будущем не захочет прерывать связи с Москвой. Однако уже сегодня свидетели по телефону и интернету сообщали о случаях нападения на людей славянской внешности.
Самый либеральный автократ в Средней Азии
До сих пор Киргизия, наряду с другими среднеазиатскими странами СНГ, считалась не только относительно либеральной, но и относительно пророссийской страной. По инициативе Акаева русский стал вторым государственным языком. Россия по-прежнему имеет несколько военных объектов в Киргизии, наряду с военной базой Кант полигон для испытания торпед у озера Иссык-Куль, а также измерительную станцию, которая регистрирует ядерные испытания по всему миру. Российское меньшинство, которое составляет около 12% населения, в основном поддерживало режим Акаева.
После переворота лидеры оппозиции уже договорились об образовании переходного правительства и подготовке новых выборов. В отличие от Грузии и Украины, в киргизской оппозиции до сих пор нет общепризнанного харизматического лидера. Поэтому нельзя исключать возникновение напряженности между различными кланами и между этническими киргизами и узбеками.
Юг против Севера, киргизы против узбеков
Сейчас есть как минимум два человека, которые ведут соперничество за право стать преемником Акаева. Как бывший премьер-министр Курманбек Бакиев, так и бывший посол Киргизии в Тбилиси и в Лондоне Роза Отунбаева родом из экономически отсталого, этнически преимущественно узбекского юга страны.
Бывший вице-президент при Акаеве Феликс Кулов обладает необходимой харизмой для того, чтобы объединить воедино оппозицию, заявил российский политолог Андроник Мигранян в интервью радиостанции "Эхо Москвы". Зимой 2001 года Кулова приговорили к семи годам тюрьмы за финансовые махинации, после того как он перешел в лагерь оппозиции. Днем в четверг его освободили из-под стражи. У Кулова, возможно, есть не только харизма, но и необходимое влияние: в качестве вице-президента и главы разведки он в свое время одновременно курировал также всю киргизскую армию.
Карстен Пакайзер, интернет газета Russland-Aktuell.RU