Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 марта 2005 г.

Грегори Уайт и Гай Чейзан | The Wall Street Journal

Путин предлагает оливковую ветвь лидерам бизнеса

Отсутствие экономического роста стимулирует предложение ввести правила, ограничивающие налоговые проверки

Столкнувшись с резким замедлением экономического роста, президент Владимир Путин предложил лидерам российского бизнеса оливковую ветвь, стремясь исправить ущерб, причиненный инвестиционному климату преследованиями и частичной национализацией нефтяного гиганта ЮКОС.

После года напряженности в отношениях с деловой элитой страны Путин вчера на двухчасовой встрече в Кремле с двумя десятками руководителей компаний и правительственных чиновников заговорил необычайно мягким тоном. Он пообещал добиться изменений в правовых нормах, которые наложат табу на судебные споры по неоднозначным приватизационным сделкам 1990-х годов, которые создали основы нынешней российской экономики, и пообещал обуздать налоговых инспекторов, нервирующих компании претензиями по недоплаченным налогам, часто за годы, в которые проводились налоговые проверки. Новые обещания порадовали слушателей, но руководители компаний отметили, что исправление ущерба будет длительным процессом.

"Это поможет бизнес-сообществу увереннее смотреть в будущее, строить перспективные планы по развитию своего дела, по вложению новых инвестиций, и, надеюсь, внесет долгожданное успокоение в предпринимательскую среду о гарантиях прав собственности", - заявил Путин. По его плану, срок давности по приватизационным сделкам будет сокращен с нынешних 10 до трех лет.

Хотя никто из участников не упомянул о нефтяной компании, эти меры являются первыми конкретными попытками Кремля убедить инвесторов в том, что дело ЮКОСа не станет шаблоном для других. Полагают, что Кремль обратил внимание на ЮКОС из-за энергичной политической деятельности его основателя, главного акционера и бывшего генерального директора, миллиардера Михаила Ходорковского.

Налоговые инспекторы поставили компанию на грань банкротства, предъявив налоговые претензии на 28 млрд долларов, что многие сочли избирательным применением налогового законодательства с приданием ему обратной силы. Ходорковский, между тем, уже больше года находится в тюрьме по обвинениям, часть которых касается приватизационной сделки 10-летней давности.

Поведение Кремля в этом деле вызвало в России и за рубежом сомнение в приверженности Путина созданию рыночной экономики и укреплению демократических институций. Из-за дела ЮКОСа упала российская биржа, увеличилась утечка капиталов, и замедлился рост внутренних инвестиций, являющихся движущей силой экономического возрождения, которым характеризовался первый срок Путина.

В первые два месяца нынешнего года рост, по правительственным данным, замедлился до 4,8%, то есть резко снизился по сравнению с 2004 годом, когда он составил 7,1%. Министерство экономики утверждает, что, если скорректировать данные с учетом сезонных колебаний, окажется, что рост в эти два месяца полностью прекратился. Вчера во вступительном слове Путин назвал такое положение дел "неудовлетворительным", добавив, что правительство и бизнес должны теснее взаимодействовать, чтобы стимулировать экономику.

Руководители компаний приветствовали инициативы президента, и спрос на российские акции оживился. "Это призвано убедить всех сомневающихся в том, что дело Ходорковского - исключение", - заявил Вильям Браудер, глава фонда Hermitage Capital с капиталом в 1,3 млрд долларов, инвестирующего в Россию.

Но лидеры российского бизнеса подчеркнули: для того чтобы исправить ущерб, причиненный делом ЮКОСа, от президента требуются не только ободряющие слова.

Чтобы сделать инвестиционный климат в стране благоприятным, необходимо предпринять ряд последовательных шагов. Нужны постоянные усилия, заявил журналистам после встречи глава группы "Интеррос" Владимир Потанин.

Участники встречи подчеркнули, что предложение ограничить налоговые проверки находится в работе уже не первый месяц без всяких видимых результатов, и вынудили чиновников пообещать подготовить официальные предложения быстро. Бизнесмены также предупредили Путина, что другие правительственные инициативы могут подорвать его усилия, направленные на восстановление доверия. Например, проект антимонопольного закона позволяет настолько широкое толкование, что под его действие подпадает едва ли не весь крупный бизнес. Этот закон создает "очень серьезную опасность усиления административного вмешательства", сказал Путину стальной магнат Алексей Мордашов.

Хотя дело ЮКОСа отразилось в основном на российских компаниях, некоторые зарубежные компании тоже попали под горячую руку, когда налоговые и другие государственные органы восприняли наступление на ЮКОС как открытие сезона охоты на частный бизнес.

Дочернее предприятие Japan Tobacco Inc. с июля борется с налоговыми претензиями на сумму 85 млн долларов, дело уже обернулось уголовным расследованием налоговых махинаций. Власти обвинили Japan Tobacco International в том, что в 2000 году она не указала в налоговой декларации половину своей прибыли. Компания утверждает, что такие же бухгалтерские методы она применяла в 2001 году, но за тот год ее обязали доплатить только 1 млн долларов. Получить комментарий налоговых органов не удалось.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru