Ильяс Шурпаев был задушен у себя дома в Москве. Гаджи Абашилов в тот же день был убит в Дагестане
Два российских журналиста из Дагестана были убиты в пятницу с интервалом в несколько часов. У одного, Гаджи Абашилова, возглавлявшего ГТРК "Дагестан", были враги в этой кавказской республике, пораженной коррупцией и насилием.
Другой, Ильяс Шурпаев, журналист Первого канала, был задушен ремнем в своей московской квартире. Он не делал репортажей о политически значимых вещах. Еще он писал о своих поездках в дагестанском журнале "Настоящее время".
Накануне смерти Шурпаев написал в своем блоге, что с удивлением обнаружил "список" людей, с которыми редакция не должна больше сотрудничать или даже цитировать их. Гаджи Абашилов фигурировал в этом "черном списке". Объединяло людей, чьи имена были в этом списке, то, что они поддерживают президента Дагестана Муху Алиева.
Критикующая власть журналистка Юлия Латынина, регулярно бывающая на Кавказе, не слишком доверяет этой истории со списком. Она даже сомневается в прямой связи между двумя убийствами. И все-таки два дагестанских журналиста были друг с другом знакомы. Но в микрокосмосе Махачкалы, столицы Дагестана на берегу Каспийского моря, все друг друга знают. По словам одного из друзей, Гаджи Абашилов только выразил свои соболезнования семье Шурпаева в Махачкале, как его машину обстреляли. Следствие склоняется к "личному следу" в убийстве Ильяса Шурпаева и "профессиональному следу" в убийстве Гаджи Абашилова.
Le Figaro встречалась с Абашиловым в феврале 2007 года в Махачкале. Гаджи Абашилов был совсем не похож на какую-нибудь Анну Политковскую (убитую в октябре 2006 года в Москве), для которой ее профессия была служением жертвам произвола властей в Чечне и по всей России. Невысокий, полненький, приветливый и душевный, как свойственно жителям Кавказа, Абашилов был уважаемым человеком, бывшим депутатом. Он с гордостью и смехом показал нам свое итальянское пальто Simoni, которое он носил с шелковым шарфом. Абашилова назначил председателем ГТРК "Дагестан" президент Муху Алиев, которого он неизменно поддерживал. В противном случае этот пост был бы куплен (говорят, за миллион долларов), как все должности в Дагестане.
Коррупция и мафия
Назначенный Владимиром Путиным в феврале 2006 года Муху Алиев имеет репутацию честного человека. Это невиданная редкость для самой крупной республики российского Кавказа, где два миллиона жителей втянуты в соперничество кланов, неистребимую коррупцию, сведение счетов между мафиозными группами и терроризм - и исламистский, и неисламистский. Президент Алиев, оказавшийся между соперничающими мэром Махачкалы (пережившим пятнадцать покушений) и министром внутренних дел республики (со зловещей репутацией), обладает очень ограниченным пространством для маневра. Его честность приносит ему поддержку таких людей, как Гаджи Абашилов.
Муху Алиев "много говорит о коррупции. Очень трудно бороться с этой тяжелой болезнью. Ни одно влиятельное лицо не было осуждено за коррупцию", рассказывал журналист. В 2005 году Гаджи Абашилов уже избежал покушения, которое было раскрыто милицией. Иногда он пользовался услугами телохранителей. "Есть около пятидесяти бандитских и террористических групп, которые пользуются исламом как прикрытием. Их лидеры находятся в Чечне. Меня считают врагом Чечни из-за моих пророссийских статей". В республике, принявшей ислам с Х века, бывшего комсомольского работника беспокоило увеличение числа мечетей, "которых в Махачкале больше, чем светских школ".
Гаджи Абашилов стал четырнадцатым журналистом, убитым за время правления Владимира Путина, сообщает Комитет защиты журналистов. Эта базирующаяся в Нью-Йорке организация призвала его преемника Дмитрия Медведева сделать так, "чтобы ответственные за эти два убийства предстали перед судом".
Также по теме:
Один задушен, другой застрелен: в российском списке убитых журналистов прибавление (The Daily Mail)