В интервью воскресному выпуску Die Presse Петр Верзилов рассуждает: патриарху РПЦ можно молиться за сохранение власти авторитарного Путина и носить часы стоимостью в десятки тысяч долларов, храм Христа Спасителя, взорванный в сталинские времена, в 1990-е был восстановлен на бандитские деньги без всякого напоминания о сталинских репрессиях, а возмущение вызывает панк-группа, спевшая песню протеста против процесса слияния государства и Церкви?
Издание напоминает, что 25-летний Верзилов - не лидер Pussy Riot, однако он участвовал в разработке концепции и "в свое время, состоя в радикальном российском объединении художников "Война", считался безрассудно смелым акционистом, прямо-таки ищущим столкновений с ФСБ и другими институтами общества. Кроме того, он муж арестованной участницы Pussy Riot Надежды Толоконниковой".
Издание напоминает, что сама Толоконникова в заключительной речи "уточнила, как следует понимать ее выступление в храме: ни в коем случае не как акт оскорбления религиозных чувств, а как обычный политический протест, буквально "оппозиционное искусство или, в некотором роде, политику, обратившуюся к формам, разработанным искусством", род гражданской активности в условиях системы, которая более десяти лет подавляет основные права человека".
Верзилов также возлагает вину за произошедшее на авторитарную систему и говорит, что "само по себе искусство не нацелено на реакцию". По его словам, провокатором является режим, тем более что режим имеет в распоряжении ОМОН и может быть уверен, что ничем не рискует, провоцируя граждан. По словам Верзилова, Pussy Riot и их окружение "категорически отрицают" понятие провокации.
Издание напоминает, что понятие "провокации" использовалось в качестве исчерпывающего аргумента стороной обвинения от кремлевского главы и патриарха до низовых уровней, а суд перевел дело из административного правонарушения в "хулиганство из религиозной ненависти".
В разжигании религиозной ненависти обвинялись также участники выставки 2003 года "Осторожно, религия!". Философ Михаил Рыклин, муж участницы выставки Анны Альчук, покончившей с собой спустя несколько лет после суда, подчеркивает, что "Осторожно, религия!" была абсолютно свободна от провокаций. По его словам, этот ярлык на выставку повесили власти и православные фундаменталисты, находящиеся под их покровительством. "Случай Pussy Riot сложнее, поскольку они начали свой перформанс на гребне протестной волны, когда казалось, что трон Путина пошатнулся", - говорит Рыклин. Он также обращает внимание на то, что "когда власть имущие сами постоянно выходят за рамки закона, сопротивление выплескивается за пределы галерей и музеев". "Искусство либо замолкает, либо прибегает к тому, что некоторые могут также назвать провокацией", - говорит Рыклин.
Акции Pussy Riot и "Войны" Рыклин сравнивает с "акциями городских партизан", пишет издание. Сами же Pussy Riot рассматривают себя как духовных последовательниц ОБЭРИУ. По словам Толоконниковой, мастера абсурда Даниил Хармс и Александр Введенский, погибшие в сталинских лагерях, ценой собственной жизни невольно доказали, что ощущение бессмысленности и алогичности целой эпохи, "как нерв в попе, было верным". В своем последнем слове Толоконникова процитировала Введенского: "Нам непонятное приятно, необъяснимое нам друг... Бывает, что приходит на ум две рифмы, хорошая и плохая, и я выбираю плохую, именно она и будет правильной".
Издание напоминает, что точное количество участниц коллектива, впервые прославившегося осенью 2011 года несколькими выступлениями на площадях, неизвестно. В данный момент активистки скрываются, поскольку опасаются судебного преследования.