9 июля 2004 года, когда тело убитого Пола Хлебникова еще не остыло, российский олигарх Борис Березовский публично назвал его нечестным репортером, пишет на страницах Forbes Ричард Бехар, редактор отдела журналистских расследований. "Вчера настала очередь Березовского: его тело обнаружили в запертой ванной в его лондонском особняке", - пишет автор. По иронии судьбы, свое последнее интервью магнат дал журналисту российского Forbes - того самого журнала, который возглавлял Хлебников.
"Хлебников был (и остается) единственным журналистом, который обнажил истинное лицо Березовского: лицо коррумпированного, опасного бандита, хронического (что удостоверено судом) лжеца и, как писал Пол в Forbes и в своей книге от 2000 года, "крестного отца Кремля", - говорится в статье. Хлебников дорого заплатил за свои революционные расследования, пишет автор. Березовский 6 лет судился с Хлебниковым и Forbes в Лондоне. "Возможно, что Хлебников заплатил за расследование и собственной жизнью. Борис давно был одним из главных подозреваемых в организации заказного убийства моего старого друга и коллеги", - пишет Ричард Бехар. Березовский отрицал эти обвинения.
Последние 9 лет родственники Пола Хлебникова неустанно добиваются справедливости, отмечает автор. На днях Питер Хлебников, брат покойного Пола, сказал: "Российское правительство уверено, что он [Березовский] убил Пола. Это можно вообразить: он был достаточно злым и неуравновешенным. Но мы не видели никаких доказательств с российской стороны. Поэтому мы призываем президента Путина предоставить доказательства и наконец-то провести серьезное расследование по вопросу о том, кто заказал убийство моего брата".
Есть опасения, что смерть Березовского не прояснит, а, наоборот, запутает дело Хлебникова, добавляет автор.
В 2005 году Бехар создал альянс СМИ "Проект "Хлебников". "Наша задача - привлекать внимание к этому нераскрытому делу, а также поощрять других журналистов, продолжающих труд Пола, и помогать им", - пишет он. В альянс входят Bloomberg, The Economist, Forbes, Vanity Fair, а также "самые лучшие и опытные в мире журналисты, специализирующиеся на расследованиях". В лице Хлебникова мир потерял "одного из самых видных экспертов по колоссальному и загадочному перекрестью российской организованной преступности, кремлевской политики, чеченских террористов, олигархов-миллиардеров и расползания конгломератов русской мафии по планете", - сказано в статье.
Спустя несколько месяцев после убийства Хлебникова российские власти заявили, что дело раскрыто и что заказчиком был "лидер чеченских повстанцев, беглец и бывший московский криминальный авторитет" (формулировки автора) Хож-Ахмед Нухаев. "Заявление не подтверждалось доказательствами и было встречено не без скептицизма. По некоторым сведениям, Нухаев вообще-то умер задолго до смерти Пола", - комментирует журналист.
Двух предполагаемых исполнителей убийства арестовали и судили за закрытыми дверями. Бехар отмечает: "Хотя бригада из лучших следователей страны собрала, казалось бы, неопровержимые доказательства, подсудимые были оправданы, и одному из них позволили исчезнуть до обжалования дела". Нухаев (как и Березовский) имел мотив для преступления - ему не понравилось то, что написал о нем Хлебников, добавляет автор. Бехар также утверждает, что в 2004 году Хлебников собирал информацию "о связях Нухаева и других чеченских полевых командиров с Березовским".
В 2012 году Роман Абрамович в лондонском суде "заявил, что у Бориса были связи с чеченскими террористами, а один бывший чеченский сепаратист - что Борис в 1990-е годы финансировал сепаратистов" (формулировки журналиста). Березовский отрицал эти утверждения, но судья в итоге объявила Березовского "ненадежным по своему существу свидетелем, который считал правду преходящим, гибким понятием".
Разумеется, Хлебников давным-давно дал Березовскому сходную оценку, замечает автор. Юрист Forbes Дэвид Хупер назвал Березовского записным лжецом. Так, Хлебников заявлял, что Березовский был тесно связан с Ельциным, а Березовский этого не признавал. "Но в деле Абрамовича счел удобным изменить свою версию на противоположную - теперь он ссылался на то, что действительно был тесно связан с Ельциным и якобы поэтому имел такую ценность для Абрамовича", - подчеркнул Хупер.
Бехар приводит пример "вранья Березовского" из собственной практики. В 2009 году некая новоучрежденная фирма American Capital приобрела газету "Коммерсант". Ее владельцы утверждали, что не связаны с российскими бизнесменами, а Березовский публично жалел, что не сумел купить газету. "На деле Борис купил газету у American Capital", - пишет автор (он приводит подробности сделки, ссылаясь на миллиардера Саймона Рубена).
Бехар возвращается к судебному иску, который Березовский подал на Forbes, обвиняя журнал в клевете. Юрист Хупер называет статью Хлебникова о Березовском "невероятно авторитетной". Хупер сожалеет, что английский суд принял дело к рассмотрению ("статья не имела никакого отношения к Англии или англичанам" и "не нарушала никаких законов США", где издается Forbes). Тяжба длилась 6 лет. В 2003-м Березовский отозвал иск после того, как Forbes опубликовал разъяснения. "Любопытно, что к тому времени Березовский умудрился пробраться коротким путем в Англию, подав на политическое убежище", - замечает автор.
В прошлом году, когда Березовский проиграл в суде Абрамовичу, руководство Forbes задумалось, не подать ли на Березовского в суд за лжесвидетельство. "В итоге решили не ворошить старое. К этому моменту столько народу ополчилось на Березовского, что Forbes пришлось бы выстоять длинную очередь", - этой ироничной фразой статья завершается.