Германия и Франция настаивают на том, чтобы переход власти к иракскому правительству был как можно более полным. Как Париж, так и Берлин требуют, чтобы новой исполнительной власти в Багдаде были гарантированы контроль над природными ресурсами и полномочия в сфере безопасности.
Германское правительство полагает, что "войска коалиции еще не до конца выполнили свою роль в Ираке". Вместе с тем Берлин подтверждает все свои "сомнения по поводу того, что присутствие НАТО может повысить уровень безопасности", и указывает на перспективу привлечения исламских государств:
"Было бы рациональнее думать о силах безопасности из исламских государств, которые не только близки по ментальности и вероисповеданию к местному населению, но и непосредственно заинтересованы в стабилизации в Ираке", - заявил федеральный канцлер Герхард Шредер.
Немецкая дипломатия действует в этой игре скрытно, но достаточно эффективно. Берлинскому правительству нравится проект резолюции Совета Безопасности ООН, представленный Великобританией и Соединенными Штатами. "Думаю, консенсус возможен и желателен", - заявил министр иностранных дел Германии Йошка Фишер.
Шредер подчеркивает: если абстрагироваться от различных мнений по вопросу о целесообразности вмешательства и участия в послевоенном восстановлении, Германия "заинтересована в создании стабильной демократии в Ираке, в том числе и как решающего элемента общей стабилизации в регионе". Но канцлер подчеркивает: "Когда я говорю о полной передаче власти иракцам, я понимаю это в буквальном смысле. Суверенитет безусловно предполагает контроль за природными ресурсами и полномочия по принятию решений по вопросам безопасности".
Ему вторит Йошка Фишер, по мнению которого переход власти, запланированный на 30 июня, должен быть "заслуживающим доверия", а присутствие иностранных войск в стране не должно носить "характер оккупации", а должно обрести "освободительный характер".
На этой же частоте вещает и министр иностранных дел Франции Мишель Барнье, который выступает за "полный, однозначный и ясный" суверенитет. По мнению Барнье, будущее иракское правительство должно "полностью контролировать силы полиции, жандармерии и армии". Франция полагает, что новая резолюция ООН по Ираку не должна стать "незаполненным чеком" для Соединенных Штатов.
"Мы являемся союзниками, - утверждает премьер-министр Франции Раффарен, - и хотим, чтобы к нам прислушивались".
Германия вносит свой вклад в решение проблемы безопасности и предлагает учредить "Совет по национальной безопасности", в котором будут представлены будущее иракское правительство, американское военное руководство и представители ООН, для решения наиболее важных вопросов.
Что же касается непосредственного участия в миротворческих силах, Германия не изменила своей позиции ни на миллиметр: германские войска ни при каких обстоятельствах не будут в Ираке. Но федеральное правительство, по словам Шредера, готово усилить свой гуманитарный контингент, но при условии реального улучшения обстановки с безопасностью. Германия готова принять участие в подготовке сил полиции и простить долг Багдаду в ходе переговоров с будущим правительством в рамках Парижского клуба.
Отвечая на вопрос о пытках, которым подвергали иракских заключенных американские солдаты, канцлер Шредер сказал, что он никогда бы не требовал судебного иммунитета для немецких солдат при Международном суде в отличие от Соединенных Штатов и Великобритании.
"Думаю, - отметил Шредер, - что солдаты бундесвера настолько хорошо воспитаны и подготовлены, что никогда бы не совершили подобных поступков".