"Допускать или, хуже того, желать, чтобы США потерпели поражение в Ираке - значит рикошетом обрекать на поражение Запад, то есть самих себя". Сколько раз в последнее время повторяли этот постулат многочисленные комментаторы! А если это утверждение ошибочно или исходит из ложной идеи, авторы которой оплакивают ценности, лежащие в основе нашей демократии?
В действительности мы пострадали бы от поражения внешней политики Вашингтона лишь в том случае, если бы американская администрация - на Ближнем Востоке или в каком-нибудь другом районе мира - защищала наше демократическое наследие. Но с момента прихода к власти Буш и его окружение попирают самые драгоценные принципы, на которых зиждется наша демократия: свободу совести и светской мысли, примат индивида над коллективом, разделение политики и религии, правовое государство.
Те бесчинства, о которых мы узнали в последние дни, не могут быть объяснены одной лишь травмой, вызванной падением "башен-близнецов". За 18 месяцев пребывания у власти республиканской команды Буш последовательно отозвал американскую подпись под Киотским протоколом, назвал "устаревшим" договор по ПРО, исключил признание юрисдикции Международного уголовного суда и поставил под сомнение необходимость существования ООН. Американское правительство стремится выйти из "жестких" рамок международной системы, терпеливо выстраивавшейся с 1945 года.
События 11 сентября 2001 года усилили этот унилатерализм (политика односторонних действий. - Прим. ред.), послужив оправданием для перехода от карательной войны в Афганистане к превентивной интервенции против Ирака - интервенции, абсолютно лишенной международной политической или юридической легитимности.
А "освобождение" от Женевских конвенций об обращении с военнопленными указывает на сознательные действия по созданию новой категории людей второго сорта, с которыми можно безнаказанно делать что угодно. Доклады Международного комитета Красного Креста и Amnesty International показывают, что речь идет о практике, санкционированной - если не разработанной - на самом высоком уровне военно-политической иерархии, а не о бесчинствах отдельных злонамеренных лиц. Сам характер пыток и унижений свидетельствует о прекрасном знании арабского менталитета, благодаря чему индивид уничтожается если не физически, то психологически.
В Алжире, Вьетнаме и Южной Африке именно подобные действия стали свидетельством морального поражения Франции, США и белого режима апартеида. В этом история, как ни печально, повторяется.
При этом терроризм - отнюдь не химера: бойня в Мадриде и обезглавливание Ника Берга до тошноты наглядно показывают настоятельную необходимость бороться с ним. Но если преследование террористов по всему миру требует терпеливого сотрудничества сил безопасности и разведывательных служб, искоренение терроризма невозможно без уничтожения источников, которые подпитывают это страшное явление.
В первые недели после 11 сентября американцы начали вглядываться в себя, ища глубинные причины той животной ненависти, которую вызывают к себе США. Но провозглашенный Бушем постулат об американском моральном превосходстве в беспощадной борьбе Добра со Злом быстро положил конец этому самокритичному порыву. Сегодня фотографии из тюрьмы "Абу Грейб" уничтожили то самое этическое превосходство, на которое претендовал американский президент.
Попытка понять не означает оправдания террористических актов. Но если мы перестанем задумываться о цели, которую ставит перед собой наша модель общественного устройства, и о методах, используемых для ее достижения, если мы будем и впредь игнорировать последствия нашего поведения в отношении других, незападных обществ, мы обречем себя на десятилетия террористического разгула. Можно не сомневаться: политические, социальные, экономические и культурные последствия этого будут самыми тяжелыми.
До 30 июня, когда должно быть создано временное иракское правительство, и в очень сложный переходный период, который должен завершиться парламентскими выборами в январе 2005 года, могут произойти самые неожиданные события. Европа и те, кто хочет к ней присоединиться, должны напомнить о том, какие условия нужно соблюсти и какие этапы пройти, чтобы дать возможность иракцам определить характер и структуру своего нового государства. Они должны продумать, какого рода поддержку международное сообщество будет оказывать Ираку на его пути к полному суверенитету.
В то же время серьезные усилия должны быть предприняты для возвращения ООН ее самостоятельной роли и восстановления к ней доверия, чтобы стереть из людской памяти трагический имидж ООН как вспомогательного орудия США - имидж, из-за которого международная организация в Ираке и так слишком долго пребывает в параличе.
В этом Европа и другие страны не могут не отмежеваться от администрации Буша, ввиду того, что Вашингтон продолжает придерживаться своей разрушительной политики, попирает демократические принципы и элементарные нормы защиты личности, о чем свидетельствует американская оккупация и, в частности, ужасы тюрьмы "Абу Грейб".
Не к лицу нам, европейцам, продолжать пассивно дожидаться результата американских выборов, делая ставку на гипотетическое изменение политики США на Ближнем и Среднем Востоке. Ибо как раз в этом случае сентенция, приведенная нами в начале этой статьи, найдет свое трагическое для нашей культуры и наших ценностей подтверждение и даст арабским народам все основания к тому, чтобы разочароваться в нас.