Адвокаты, защищающие нефтяного магната Михаила Ходорковского, говорят, что судьи дочитали примерно до половины кипу бумаг с приговором, с наступлением седьмого дня последнего акта политически насыщенного судебного процесса против некогда самого богатого человека в России.
Изложение свидетельских показаний и доказательств до сих пор указывало на то, что суд признает миллиардера виновным по большинству пунктов, включающих уклонение от уплаты налогов и мошенничество. Этот судебный процесс привлек к себе самое пристальное внимание за всю постсоветскую историю.
Одетый в джинсы и темно-синюю рубашку с коротким рукавом, Ходорковский делает заметки, сидя в клетке, из которой он наблюдает за процессом, в соответствии со стандартной практикой российских судов. Время от времени он поднимает голову, чтобы обменяться улыбками, выражающими явное недоумение, со своими родителями Борисом и Мариной, которые сидят неподалеку.
Сторонники Ходорковского говорят, что магнат оказался жертвой властей из-за того, что финансировал оппозиционные политические партии. На этой неделе демонстранты не смогли подобраться близко к зданию суда, так как на улице велись ремонтные работы на дороге.
Во вторник десятки автомобилей и катков были у стен суда, но рядом с ними было замечено совсем немного рабочих. Адвокаты Ходорковского заявляют, что оборудование разместили здесь только для того, чтобы помешать демонстрациям.
"Это рекордное для таких обстоятельств количество милиционеров у здания суда и ремонтного оборудования", - говорит адвокат защиты Елена Липцер. По ее оценке, три женщины, по очереди зачитывающие объемистый приговор, приблизились к его середине.
Она также недовольна медленным темпом оглашения приговора, считая, что это направлено на то, чтобы отвлечь внимание от его содержания.
"Стало очевидно, что, как и говорилось, это делается для того, чтобы понизить интерес к происходящему", - говорит она. Большую часть времени приговор зачитывали всего по три-четыре часа в день, хотя в понедельник оглашение приговора длилось около семи часов.
После сравнительно продуктивной работы накануне во вторник судьи вновь вернулись к привычному режиму. В основном, они сконцентрировались на анализе свидетельств того, что Ходорковский и его соответчик Платон Лебедев злостно нарушили распоряжение суда в связи с приватизацией завода по производству удобрений.
Липцер говорит, что судьи, которые не закончили излагать заключение суда, повторялись и включали в свою речь свидетельства, которые, как она считает, не имеют отношения к данному эпизоду.
"Все запутались", - говорит она.
Сторона обвинения требует максимального срока лишения свободы в 10 лет
для Ходорковского, находящегося в тюрьме с момента своего драматического ареста в октябре 2003 года, когда спецназовцы взяли штурмом его самолет, севший на дозаправку в сибирском аэропорту.
Этот судебный процесс вызвал вопросы о власти правосудия в России, а частичная ренационализация нефтяной империи Ходорковского ЮКОС в связи с предъявляемым ей счетом на 28 млрд долларов за невыплаченные налоги напугала инвесторов и поколебала уверенность в соблюдении прав собственности.
В ходе развала ЮКОСа самые продуктивные месторождения были переданы принадлежащей государству компании "Роснефть", возглавляемой Игорем Сечиным, заместителем главы администрации Путина и ветераном российских спецслужб.
Министр энергетики США Сэм Бодман, который во вторник был в Москве для встречи с российскими чиновниками, сказал, что развал ЮКОСа пошатнул веру в российский свободный рынок и в результате инвесторы колеблются, стоит ли вкладывать инвестиции в Россию, несмотря на рекордно высокие мировые цены на нефть.
Бодман говорит, что действия правительства по отношению к ЮКОСу "вызвали сомнения в независимости судебной системы, ненарушаемости контрактов и прозрачности, необходимой инвесторам".
Юрий Самодуров, директор музея Сахарова, который присутствовал на заседании суда во вторник, предположил, что этот судебный процесс является приметой времени.
"В двух словах, он ярко демонстрирует, кто получил контроль над страной", - говорит Самодуров, который в марте подвергся штрафам за разжигание религиозной ненависти в связи с организацией выставки, осужденной Российской православной церковью.
"КГБ захватил власть, и бессмысленно надеяться, что это пройдет сам собой".