Во вторник правительство Китая выразило безоговорочную поддержку президенту Узбекистана Исламу Каримову, которого во всем мире критикуют за разгром антиправительственных выступлений в Андижане.
О поддержке было заявлено на фоне новых признаков того, что размах насилия шире, чем говорилось в сообщениях узбекских властей. Жители Андижана и правозащитные организации предупредили, что в Узбекистане начались облавы, цель которых - заткнуть рот недовольным.
Хотя важные факты, касающиеся насилия, остаются под сомнением, Китай солидаризировался с авторитарным правительством Каримова, который в среду прибудет с трехдневным визитом в Китай.
"Мы поддерживаем разгром узбекским правительством трех сил: сепаратизма, терроризма и экстремизма", - заявил пресс-секретарь китайского МИДа Конг Кван на пресс-конференции в Пекине.
Заявление Конга является еще одним свидетельством разногласий между Западом, с одной стороны, и Китаем и Россией - с другой, в оценке действий узбекских властей, которые обвиняют в стрельбе по толпе 13 мая и гибели, возможно, сотен людей. Несколько западных правительств, НАТО и Европейский союз призывают к независимому расследованию.
Каримов, которого в последние годы обхаживают Вашингтон, Пекин и Москва, заявил, что Узбекистан не будет содействовать никакому расследованию. Но в то время как Китай выразил свою солидарность, из Андижана поступают новые сведения о числе погибших и попытках Узбекистана закрыть общественности доступ к независимой информации.
Фотокорреспондент New York Times в Андижане снял свежие могилы на северной окраине города. По оценке журналиста, их более 40. Местные жители полагают, что в них захоронены тела, которые не выдали родственникам. Вблизи могил разбросаны резиновые перчатки, запачканные землей. Одна семья сообщила, что нашла и выкопала останки своего родственника.
По сообщению Associated Press, врач Гульбахор Тураева, участвующая в правозащитном движении, заявила, что она насчитала около 400 трупов в морге, устроенном в школе в районе, где стрельба велась наиболее интенсивно. По словам Тураевой, трупов могло быть на 100 больше, но представители власти выгнали ее из здания до того, как она завершила подсчеты.
К корреспонденту Associated Press, обследовавшей кладбища, подошли сотрудники спецслужб в штатском, которые угрожали ей и отобрали у нее записи.
Узбекистан объявил о 169 погибших, включая 32 военнослужащих. Очевидцы, лидеры оппозиции и правозащитники говорят как минимум о нескольких сотнях жертв, хотя они еще не собрали необходимые доказательства.
Например, Нигара Хтдоятова, лидер Свободной крестьянской партии, заявила, что ей известно о 745 жертвах. Но она не предоставила журналистам список, который они ищут уже не первый день.
Жители, видевшие тела, выданные родственникам, сообщили, что номера на бирках, привязанных к большим пальцам ног, и свидетельствах о смерти, начинались с 10 и заканчивались после 400. По их словам, правительство препятствовало выдаче тел. Фоторепортер из Times видел два свидетельства о смерти с номерами 284 и 378, однако неизвестно, были это жертвы одного и того же инцидента или речь идет и сквозной нумерации в течение более длительного периода.
Житель Андижана, побывавший в морге в поисках родственника, сообщил, что видел тела под номерами 1, 2, 3, 4 и дальше, с пробелами, до 400 с лишним. Независимая проверка его слов невозможна.
Андижан по-прежнему закрыт, и среди его жителей царит страх. Одна семья сообщила, что отца забрали сотрудники спецслужб в черных масках. Правозащитная организация Human Rights Watch обеспокоена судьбой Саиджахона Зайнабитдинова, правозащитника из Андижана, который был арестован. Организация заявила, что Зайнабитдинов мог стать жертвой попыток заставить замолчать критиков и очевидцев. Его арестовали в воскресенье.
По словам представителя Human Rights Watch в Узбекистане Эллисон Джилл, она опасается, что Зайнабитдинова могут пытать. Она назвала дело против него сфабрикованным.