Обеспокоенные тем, что свет может погаснуть, боссы Евросоюза ЕС сегодня окажут давление на президента Владимира Путина, добиваясь согласия на новые правила будущих российских поставок нефти и газа, ценообразования и инвестиций. Но Москва не настроена торговаться. Она уже отвергла Международную энергетическую хартию. А у европейских правительств нет единого фронта. В результате встреча в Сочи едва ли принесет облегчение европейским потребителям и компаниям.
Уж скорее энергетическая напряженность между Россией и Западом достигнет кульминации на саммите G8 в Петербурге 15 июля. Обычно степенное мероприятие на сей раз грозит превратиться в стрельбу в загоне для скота или ссору лесорубов. После антимосковского залпа вице-президента США Дика Чейни многие говорят о новой холодной войне.
Президент Джордж Буш отверг призывы бойкотировать саммит. Но ожидается, что он вслух выразит недовольство по поводу движения России к авторитаризму и запугивания соседей. Все более задиристый Путин, в свою очередь, может напомнить Вашингтону, что ему нужна помощь России по Ирану и другим международным проблемам, и отвергнуть вмешательство "товарища волка".
Переполняющиеся энергетические сундуки Кремля - ключ к такой самоуверенности. Валютные резервы, превышающие 230 млрд долларов, новые баллистические ракеты и сближение с Китаем означают, что Россия чувствует: она снова может тягаться с Вашингтоном. "Сегодня Россия медленно обретает новое чувство государственности, - писал Алекс Норман в бюллетене Power and Interest. - Кремль, несомненно, считает себя поднимающейся державой".
Советник Путина Игорь Шувалов настойчиво указывает: повестку дня G8 определяет Москва, а не Соединенные Штаты или Европа. Что касается энергетических опасений ЕС, Шувалов заявил на этой неделе "Независимой газете", что Россия готова снабжать Европу нефтью и газом на долгосрочной основе и берет на себя роль лидера. Россия, добавил он, продолжит экспансию, нравится это ее европейским партнерам или нет.
Энергетическая зависимость от России отражается на Европе более явно, чем на США, следовательно, в будущем возможно различие стратегий. Поскольку отношения с Вашингтоном портятся, Москва не хочет ссор еще и с Евросоюзом. Но временное отключение газа Украине нынешней зимой российским "Газпромом" встряхнуло европейских лидеров, вызвав опасения, особенно в Восточной Европе, что и они могут столкнуться с подобным обращением. У таких стран, как Германия, есть двусторонние соглашения. Другие, вроде Британии, говорят о ядерных альтернативах.
Олег Рыбачук, глава администрации президента Украины, заявил на этой неделе в аналитическом центре Policy Exchange, что опыт его страны был "пилотным проектом, что европейские лидеры осознали, в какой они опасности". Он сказал, что Москва испортила свою репутацию и не совершит эту ошибку вновь.
Но на этой неделе усилились опасения, что Украина скоро столкнется с новым повышением цены на российский газ. Киев попросил ЕС защитить его интересы на саммите G8. Андрей Илларионов, бывший кремлевский советник, сказал, что на кон поставлено нечто большее, чем нефть и газ. При Путине Россия превратилась из "частично свободной" в "несвободную" страну. Возвышение контролируемых государством монополий вроде "Газпрома" является вызовом вере Запада в рынок и свободное общество.
"Сегодня на наших глазах разворачивается крупное сражение, - заявил он. - Речь идет о фундаментальных институтах западной цивилизации - рыночной экономике, либеральной демократии, верховенстве закона - и нравственных нормах и ценностях, лежащих в основе этих институтов". Европа в Петербурге должна дать отпор новым российским "энергетическим царям", сказал он. Но он предупредил, что Запад может дрогнуть, опасаясь перекрытого крана. "Без решимости будущее Европы окажется темным и холодным".