В прошлую пятницу Россия стала председателем Совета Европы, куда входят 46 государств, организации, которая старше и больше Европейского союза, чья задача - расширять права человека, продвигать демократию и отстаивать законность в Европе.
В последние дни звучат заявления, что Россия недостойна возглавлять организацию, занимающуюся правами человека, и что она может использовать свое председательство для подрыва работы Совета. Эти обвинения не выдерживают критики.
Председательство в Совете Европы переходит от страны к стране в алфавитном порядке, и каждый член Совета имеет право, когда придет его очередь, возглавлять организацию. И в действительности для критиков вопрос не в том, должна ли Россия быть председателем, а в том, должна ли она вообще быть членом Совета Европы.
Споры вокруг председательства России основаны прежде всего на неверном представлении о Совете Европы как о месте, где западноевропейские страны должны читать лекции о правах человека и демократии своим восточным соседям. Но мы работаем не так; во-первых, потому, что так называемые старые демократии не обладают иммунитетом против обвинений в нарушениях прав человека, и, во-вторых, потому, что чтение лекций, как известно любому дипломату и преподавателю, обычно мало что дает.
Очевидно, что в Российской Федерации существуют проблемы, включая проблемы с правами человека. Но справедливо и то, что для многих Россия является удобным и привычным подозреваемым в нарушениях прав человека. В Совете Европы мы занимаемся нарушениями прав человека, руководствуясь тем, что это именно нарушения, а не тем, где конкретно они происходят.
Очевидно также, что люди в этой огромной стране выиграли от ее членства в Совете Европы. Представим себе, какими были бы последствия, если бы России отказали в приеме 10 лет назад.
Во-первых, не было бы моратория на смертную казнь, и десятки, если не сотни людей были бы казнены. По крайней мере, в Европе мы это весьма ощущаем.
Во-вторых, россияне не имели бы возможности добиваться защиты в Европейском суде по правам человека и получать ее. Это очень важно. Суд недавно вынес решения по нескольким делам, связанным с Чечней. Россия не только выплатила компенсации тем, кого сочли жертвами нарушений, но начала предпринимать шаги по поводу каждого отдельного дела и представила в Совет Европы план действий, направленный на предотвращение аналогичных нарушений прав человека в будущем.
В-третьих, без членства в Совете Европы российские власти не подвергались бы регулярной критике в докладах различных наблюдательных органов Совета Европы. В число этих органов входят наша Парламентская ассамблея, ведущая с Россией диалог по широкому кругу вопросов; Комитет по борьбе с пытками, недавно завершивший свою восьмую поездку в Чечню; и орган по борьбе с расизмом ECRI (Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью. - Прим. ред.), недавно опубликовавший третий доклад о России, в котором говорится, что Москва должна бороться с расизмом эффективнее.
Наконец, если бы Россия не заняла свое место в Страсбурге, она не могла бы пользоваться советами экспертов, которые с годами помогли модернизировать российские законы и механизмы управления во многих сферах. Это была тихая революция, которая уже оказывает и еще окажет влияние на жизнь россиян.
Без членства России в Совете Европы мы имели изолированную Россию на одной стороне и остальную Европу, добродетельную, но бессильную, - на другой. Я хочу, чтобы кто-нибудь объяснил мне, чем это было бы лучше для Европы, для России и особенно для российского народа.
Мы связываем с председательством России в Совете Европы большие надежды не только в смысле того, что Европа может сделать для России, но и в смысле того, что Россия может сделать для Европы. Есть масса догадок о мотивах и приоритетах российского председательства. Но те, кто подозревает тайные замыслы и интриги, будут разочарованы. Россия подготовила амбициозный план, соответствующий задачам организации.
В своей деятельности Совет Европы руководствуется собственным статутом и 200 конвенциями. Сменяющие друг друга председатели не могут изменить конечную цель или путь к ней по своему усмотрению, и нет причин считать, что у России возникнет подобное желание.
Терри Дэвис - генеральный секретарь Совета Европы