Собравшись во вторник, 22 мая, в Киеве, руководители четырех бывших советских республик - Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии - решили сплотить ряды на пути к интеграции в европейское и атлантическое пространство. Объединенные "общими ценностями", движимые, как сказал украинский президент Виктор Ющенко, стремлением "занять достойное место в объединенной Европе", главы четырех государств заложили фундамент нового геополитического пространства, основанного на сотрудничестве в энергетической области.
Входящие с 1997 года в ГУАМ (неформальный союз, созданный девять лет назад в качестве противовеса влиянию России на ее периферии), они решили укрепить эту структуру, которая теперь имеет международный статус, и сделать ее, как выразился глава украинской дипломатии Борис Тарасюк, "мостом в НАТО". Литовский президент Валдас Адамкус, присутствовавший на встрече вместе с представителями Польши, Румынии и Болгарии, поддержал создание этого нового пространства сотрудничества вдоль оси, включающей в себя Черноморский регион, Восточную Европу и бассейн Каспия.
Реанимация ГУАМ, ставшего свидетелем бурных перемен на постсоветском пространстве, произошла в тот момент, когда Россия еще сильнее взяла эти страны в экономические тиски, блокировав импорт молдавской, грузинской и украинской сельскохозяйственной продукции. В сентябре 2005 года "Газпром" (российский газовый гигант) повысил цену на газ, поставляемый Москвой, для Грузии, Украины, Молдавии и даже богатого нефтью и газом Азербайджана. Поэтому тема энергетического сотрудничества явно доминировала на состоявшемся саммите.
Четыре руководителя - Виктор Ющенко (Украина), Михаил Саакашвили (Грузия), Ильхам Алиев (Азербайджан) и Владимир Воронин (Молдавия) - договорились о диверсификации источников энергоснабжения и прокладке новых путей доставки углеводородного сырья из Каспийского региона.
"Объединить усилия". Транзитные страны Украина и Грузия подтвердили свое намерение служить коридором для поставки нефти Каспия на европейские рынки (каспийские запасы примерно равны запасам Северного моря, но "заперты" в анклаве). "Азербайджан владеет уникальной добычей нефти, Украина владеет уникальными возможностями транзита. Почему бы эти усилия не объединить?" - спросил Виктор Ющенко, предложивший азербайджанскому коллеге Ильхаму Алиеву использовать нефтепровод Одесса - Броды (район украинско-польской границы) для транспортировки бакинской нефти. В будущем эту трубу можно было бы протянуть до нефтеперерабатывающего завода в Лодзи и до порта Гданьск в Польше.
Идея эта не нова. Еще в декабре 2004 года ее выдвинул президент Ющенко, только что приведенный "оранжевой революцией" на пост главы Украины. Ориентировавшийся на Европейский союз, стремившийся укрепить связи с Польшей, украинский президент решил тогда, что нефтепровод Одесса - Броды может качать нефть в обратную сторону. В свое время российское нефтяное лобби, подконтрольное Кремлю, договорилось с бывшим украинским президентом Кучмой о том, что трубопровод будет функционировать в противоположном направлении, доставляя нефть из Бродов в Одессу.
Это предложение встретило благосклонный отклик у главы азербайджанского государства Ильхама Алиева, страна которого в настоящее время стремительно наращивает объемы нефтедобычи. Часть этой нефти будет доставляться к берегам Средиземного моря по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан (протяженность БТДж - 1767 км), который проходит по территории Грузии к турецкому порту Джейхан. 27 мая по БТДж должна потечь "ранняя нефть" (early oil). В перспективе появится нужда в дополнительных коммуникациях: они обеспечат доступ на рынок энергоресурсов другим странам региона, в том числе Казахстану, расположенному на восточном берегу Каспия и также выдвигающемуся в качестве крупного производителя нефти и газа.
Эти планы регионального сотрудничества - первые на постсоветском пространстве, республики которого всегда смотрели в сторону Москвы, - вызывают раздражение у России. Российский МИД осторожно заявил, что не усматривает в саммите ГУАМ "антироссийской составляющей". Это мнение не разделяет Константин Косачев, депутат Госдумы и глава российской делегации в Совете Европы. Он убежден: единственное, что объединяет четыре государства ГУАМ, - это "негативное отношение" к его стране.