Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 мая 2007 г.

Редакция | The Economist

Старые привычки, новое лицемерие

Исследование методов Москвы в борьбе с оппозицией

Советский Союз разбирался с противниками резко, решительно и однозначно. Диссидентов преследовали по суду и сажали в тюрьмы. Известных деятелей культуры, которые выступали против системы, лишали гражданства и депортировали. Публичные протесты запрещались.

Сегодня россиян редко сажают в тюрьму по политическим или религиозным мотивам, а Россия объявляет себя демократическим государством. Однако грязные методы, которыми Кремль пользуется для борьбы с противниками, оскорбляют человеческий разум и представляют собой насмешку над системой правосудия, говорит известный адвокат Юрий Шмидт. "Советский режим был более жестоким и строгим, но в некотором смысле он был менее лицемерным и фальшивым", - заявляет он.

Рассмотрим реакцию на демонстрацию протеста во время российско-европейского саммита в Самаре 18 мая. Кремль удовлетворил просьбу Германии разрешить демонстрацию "Другой России" - разнородной коалиции оппозиционеров, включая Гарри Каспарова и Эдуарда Лимонова. Однако затем они занялись трюками, достойными зловещих персонажей романа Булгакова "Мастер и Маргарита", а не респектабельного правительства. Активистов задержали, потому что они якобы напоминали преступников или тайно везли наркотики или гранаты.

До начала саммита в Самару поездом приехал помощник Каспарова Денис Билунов. Его встретили милиционеры, которые открыли его сумку, нашли там 95 тысяч рублей и объявили купюры фальшивыми. Продержав несколько часов в отделении, где милиционеры копировали все данные, Билунова выпустили, но у него уже не было ни денег, ни времени, чтобы подготовиться к встрече Каспарова. Впрочем, это было неважно, так как когда Каспаров и Лимонов прибыли в аэропорт Шереметьево, чтобы лететь в Самару, им сказали, что у них поддельные билеты. У них изъяли паспорта и вернули их только после того, как улетел последний самолет. В то же время члены организации "Наши", пропутинского молодежного движения, в костюмах врачей-психиатров раздавали листовки с "диагнозами" Каспарова и Лимонова.

"Кремля в Шереметьево не было, - сказал представитель Путина. - Я не думаю, что отсутствие российского гражданина, пусть и известного, станет повесткой дня на саммите".

Он ошибался. Канцлер Германии Ангела Меркель публично заявила, что "если демонстранты кидают камни, если они бьют стекла - тогда, конечно, их нужно задерживать. Но если они ничего не сделали, если они просто хотели пойти на демонстрацию, то это совсем другое дело". Российские телезрители по государственному телевидению, разумеется, услышали только первую часть фразы.

Именно с подобными манипуляциями борется Манана Асламазян, президент неправительственного фонда Educated Media Foundation, занимающегося обучением региональных тележурналистов. Недавно в помещениях фонда был проведен обыск, в ходе которого были конфискованы серверы и документы, а в адрес Асламазян и ее коллеги прозвучали угрозы уголовного преследования. Ее предполагаемое "преступление" заключалось в том, что она не задекларировала 9500 евро (12300 долларов), которые ввезла в страну в январе (без таможенной декларации в Россию можно ввозить только 10 тысяч долларов).

В глазах Кремля любая неправительственная организация, которая получает финансирование из-за рубежа, - агент иностранной разведки. Журналисты одного из сибирских телеканалов, с которыми работал фонд Educated Media Foundation, написали Путину возмущенное открытое письмо, под которым подписалось около двух тысяч журналистов. Однако едва ли это впечатлит Кремль.

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru