Как было признано в начале иракской войны, принятие в 2004 году восьми стран бывшего советского блока усилило в ЕС то, что можно назвать проамериканским лагерем. Вновь пришедшие считают себя членами "евро-атлантического" союза, основанного на солидарности между Европой и США.
Когда они открыто высказались в поддержку Джорджа Буша, Жак Ширак, как все помнят, заявил им, что они упустили возможность промолчать. Такое предупреждение не помешало им продолжить и дальше демонстрировать симпатию к Вашингтону. Пытаясь восстановить трансатлантические связи, ослабевшие после американского вторжения в Ирак, Ангела Меркель произвела от имени Европы определенные изменения, а новый французский президент Николя Саркози воспользовался случаем их одобрить.
Однако влияние бывших коммунистических стран на ЕС имеет еще одно следствие наряду с предыдущим: оно в значительной степени способствует ухудшению отношений с Москвой, новым подтверждением которого стал последний саммит Россия-ЕС в Самаре. Пришел конец оси Ширак - Шредер - Путин. Настало время возобновления напряженности в отношениях европейских лидеров и хозяина Кремля.
Ссоры происходят все чаще, недоразумения накапливаются, недоверие усиливается. Три страны союза даже состоят в конфликте с Москвой: Польша - по причине российского эмбарго на экспорт мяса, Эстония - после беспорядков, вызванных переносом памятника в честь Красной армии, Литва - из-за прекращения поставок нефти по нефтепроводу "Дружба".
Россия, подчеркивают в Брюсселе, так по-настоящему и не смирилась с уходом бывших сателлитов. Она не понимает, почему ЕС так упорно отстаивает их интересы и позволяет маленьким странам, как писал 16 мая в International Herald Tribune российский эксперт Сергей Караганов, "диктовать свою волю Берлину, Парижу или Риму". Склонная разделять, чтобы властвовать, Москва предпочитает иметь дело с крупными державами по отдельности, а не с Брюсселем.
Европейцы решили выступить единым фронтом. "Россия должна свыкнуться с мыслью, что новые страны-члены являются частью союза наравне с другими", - утверждает один дипломат. Конечно, руководители ЕС, от канцлера Германии Ангелы Меркель до председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, сожалеют о том, что Польша при поддержке прибалтийских стран блокирует начало переговоров по новому соглашению с Россией, но главное для них - чтобы Европа была единой перед лицом Владимира Путина.
Проблема, считает Катинка Барыш, экономист из Центра европейских реформ, в том, что недостаточно призвать 27 стран "говорить в унисон". Надо, чтобы они договорились об общей позиции. Ведь существует "реальное различие в позициях и целях разных стран-членов". ЕС должен найти средства для гармонизации различных подходов. С точки зрения Катинки Барыш, европейцам необходим "честный и перспективный" разговор об их политике в отношении России, чтобы прийти к "четкому определению" своих требований и ожиданий.
Трудность, отмечает сенатор Ив Поццо ди Борго в недавнем докладе (ЕС-Россия: какие отношения?), состоит в том, чтобы "выработать специфическую модель сотрудничества", учитывающую особенности государства, не стремящегося войти в ЕС. Как убедить Россию уважать права человека, если она принимает любое упоминание "общих ценностей" за недопустимое вмешательство в свои внутренние дела?