Красивый фасад "потемкинской деревни" размером с целую страну - такое впечатление произвел Баку на обозревателя Foreign Policy Хейли Суитленд Эдвардс. Фигурно остриженные деревья вдоль шоссе, герани в ящиках, белоснежные дорожки, такси в лондонском стиле, украшенные эмблемой "Евровидения"... Финал конкурса соберет 125 млн телезрителей по всему миру, причем большинство увидит Азербайджан впервые даже по ТВ. Некий азербайджанский чиновник заявил: это шанс "показать людям, что у нас настоящая европейская страна".
Азербайджан не пожалел никаких расходов: считается, что это будет самое дорогостоящее "Евровидение" в истории. По оценкам НКО, общая стоимость составит 700 млн долларов.
Журналистка признает, что плоды подготовки выглядят впечатляюще. Беда лишь в том, что правительство Азербайджана заботит внешний лоск европейской страны. "У Азербайджана также есть дурная привычка затыкать рот прессе, сажать в тюрьму диссидентов и произвольно конфисковывать землю у граждан", - говорится в статье.
Так, по данным Human Rights Watch, сотни жилых домов были снесены, чтобы освободить место под строительство "Кристалл Холл". "С домовладельцами часто не консультировались об этих планах, их неожиданно будил грохот бульдозеров, а денежная компенсация была ничтожной", - говорится в статье. По словам местных правозащитников, нечто подобное происходит с 2009 года.
Но неуважение к праву собственности - лишь одна из претензий, которые Европарламент предъявил Азербайджану в мае прошлого года. Еще одна крупная проблема - обхождение с журналистами, блоггерами и оппозиционерами ("Многие из них проводят неделю "Евровидения" за решеткой", - говорится в статье). Amnesty International требует освободить 17 заключенных.
В рейтинге свободы прессы, составленном Reporters Without Borders, Азербайджан - на 162-м месте, даже ниже Саудовской Аравии. "Одна из причин - коварные методы запугивания в советском стиле", - пишет автор, напоминая об истории с шантажом журналистки Хадиджи Исмаиловой.
Азербайджанский журналист, пожелавший остаться анонимным, поведал в интервью: "Если молодой блоггер что-нибудь напишет, они звонят ему по телефону. Если он не сотрет свою запись, они придут и "найдут" в его спальне наркотики". Джаббар Савалан, пытавшийся организовать акцию протеста через "Фейсбук", был обвинен в хранении наркотиков, отсидел почти 11 месяцев в тюрьме, а после освобождения был немедленно призван в армию ("Еще один из их методов", - пояснил источник).
По мнению автора, курс президента Ильхама Алиева часто продиктован страхом перед потенциальной "цветной революцией".
Несколько лет назад два блоггера отсидели полтора года в тюрьме за видеоролик, где высмеивалась коррупция чиновников. Эта история впервые привлекла внимание мира к дефициту свободы слова в Азербайджане. "Самое важное, чтобы международное сообщество осознало свою роль здесь", - говорит Тургут Гамбар, член совета Nida Civic Organization.
Но надежда на это невелика, полагает автор: "Европа и США закрывают глаза на происходящее, исходя из своих политических и экономических интересов". Азербайджан экспортирует нефть, является ценным союзником во взрывоопасном регионе, а также крупной перевалочной станцией для снабжения войск США и НАТО в Афганистане. "США платят услугой за услугу - предоставляют Азербайджану статус "наибольшего благоприятствования" и оказывают "гуманитарную помощь, содействие демократическим и экономическим реформам" (в 2010 году - на сумму около 22 млн долларов)", - сообщает автор.
По мнению журналистки, Европа и США знают о реальных проблемах Афганистана: так, американские дипломаты в некой депеше от 2009 года, опубликованной на Wikileaks, сравнили Ильхама Алиева с персонажами "Крестного отца". Дескать, во внутренней политике Алиев - вспыльчивый Сонни Корлеоне, а во внешней - хладнокровный Майкл Корлеоне.
В отношении "Евровидения" Алиев, безусловно, выступает в обличье Майкла, считает автор. Президент занял своих родственников в главных ролях: его супруга возглавляет оргкомитет, а его сын, поп-певец Эмин Агаларов, выступит на шоу в качестве специального гостя.