"Много лет в сочинском пригороде Адлер конечную станцию железной дороги с единственной линией рельсов, идущих на север, обслуживал крошечный вокзал, построенный еще при советской власти, - рассказывает Фред Уэйр в The Christian Science Monitor. Сегодня это кафетерий. Над ним навис новый вокзал - гигантский пузырь из стали и стекла, являющийся одним из крупнейших вокзалов Европы. Он был построен, чтобы впечатлить и приютить огромные олимпийские толпы, а теперь через него проходит немногим больше людей, чем проходило через старый вокзал".
"Сочинская Олимпиада известна как самая дорогая в истории Игр, причем за время строительства олимпийских объектов выделенный на них бюджет увеличился в четыре раза, - напоминает Уэйр. - Сегодня Адлерская станция и пустующие, в основном, стадионы близлежащего Олимпийского парка - яркие примеры явления, которое называется "призрачная инфраструктура". Оно - причина постолимпийской депрессии во многих бывших столицах Игр. Поддержание огромных строений - постоянная нагрузка на бюджеты различных местных и федеральных учреждений, которым досталось сомнительное счастье быть их владельцами".
"Однако многие жители Сочи - полумиллионного города, втиснувшегося между Черным морем и Кавказскими горами - отмечают, что десятки миллиардов долларов государственных и частных инвестиций пошли отчасти на превращение их родного города из провинциального курорта, известного, главным образом, своими здравницами, в курорт мирового класса", - передает автор.
"Постолимпийская депрессия напала на города по всему миру. Для многих мегаполисов волнительно-престижная роль столицы Олимпиады обернулась долговым бременем и ненужными постройками вроде адлерского вокзала, которые остались в них после того, как потух факел и схлынули толпы зрителей, - говорится в статье. - Из-за этого явления некоторые города даже отказались от уже принятых к исполнению проектов, как случилось в прошлом году с Бостоном и Гамбургом (Германия)".
Однако "приток частных инвестиций в Сочи после Олимпиады привел к строительству десятков многоквартирных башен, офисных зданий и торговых центров", отмечает Уэйр. "Специалисты по недвижимости утверждают, что это быстро превращает Сочи - единственный субтропический город России - в нечто новое: уменьшенную версию Флориды. Теперь в регионе есть горнолыжные курорты, два десятка пятизвездочных отелей и современный морской порт, заполненный яхтами. В прошлом году в нем побывало 20 океанских лайнеров", - сообщает репортер.
"Есть одна группа, которую олимпийское наследие довело до белого каления. Это экологи, - говорится в статье. - Они утверждают, что ни одно из олимпийских обещаний по защите хрупкой экологии региона не было выполнено, включая создание "безотходной" системы сортировки и переработки мусора в Сочи".
"Во время Олимпиады они просто свозили весь мусор в овраг в 300 км от города. Потом они поручили утилизацию отходов частным компаниям, которые дорого за это берут, а еще нередко незаконно сваливают отбросы в национальный парк вместо того, чтобы отвозить куда положено", - сказала заместитель координатора экологической организации "Экологическая вахта по Северному Кавказу" Юлия Набережная.