Во вторник в Женеве состоялась пресс-конференция генерального секретаря ООН, в ходе которой он касался чеченского вопроса и роли ООН в его урегулировании. В среду настала очередь представителей Красного Креста ответить, какую роль может сыграть эта гуманитарная организация в условиях внутреннего конфликта на территории супердержавы, ревностно охраняющей свой суверенитет.
Неужели Международная организация Красного Креста не испытывает потрясения в связи с хладнокровным убийством своих сотрудников в одном из чеченских госпиталей несколько лет назад? - спрашивает автор.
Представитель руководства Красного Креста Анджело Гнэдингер, только что возвратившийся из поездки в Россию, избрал осторожную линию поведения. Он выразил удовлетворение по поводу обеспечения Москвой "гарантий безопасности" в ходе осуществления операций по оказанию помощи 200 тысячам чеченских беженцев, оказавшихся в Ингушетии и Дагестане, но предпочел уклониться от прямого ответа на вопрос о том, нарушают ли российские войска положения Женевской конвенции: "Мы отдаем приоритет диалогу, который начали с Москвой. Мы сделали выбор и не намерены принимать участие в дискуссии по вопросу о том, нарушают или нет русские войска гуманитарное право". Анджело Гнэдингер также добавил: "...российские власти взяли на себя обязательства соблюдения Женевской Конвенции, и это не пустые слова".
Как и прежде, отмечает автор, Красный Крест не имеет доступа не территорию Чечни, контролируемую российскими войсками. Анджело Гнэдингер подтвердил, что несколько недель назад Красный Крест "утратил контакт" с чеченским правительством и группами повстанцев.
Неоднократные случаи похищения или даже гибели сотрудников Красного Креста в Чечне, по словам Гнэдингера, не позволяют надеяться на то, что представители гуманитарных организаций вновь не окажутся жертвами похитителей. Отступая от своей традиционной политики использования в качестве защиты лишь эмблему Красного Креста, руководство гуманитарной организации решило воспользоваться предложением о предоставлении вооруженных экскортов для облегчения передвижения пяти предствителей Красного Креста в Нальчике, координирующих работу 150 местных сотрудников организации в Ингушетии и Дагестане. Вместе с тем, без получения необходимых гарантий безопасности Красный Крест не намерен возвращаться в Чечню.
В Ингушетии, Красный Крест всю зиму будет оказывать помощь 100-150 тысячам беженцев. Всего в течение 5 месяцев на это будет израсходовано 18 миллионов франков. Эта помощь станет составной частью усилий, предпринимаемых ООН (24 млн. франков в течение 3 месяцев) и российскими властями, пишет автор.