<Швейцарская газета называет Путина ?военным премьер-министром?: ?он не производит впечатление человека, который собирается приступить к решению хронических проблем российской экономики?. Пассивность Путина в экономической сфере, как полагает швейцарская газета, объясняется не только предвыборной кампанией, но и ростом цен на нефть: именно оживление мировой конъюнктуры позволяет российскому правительству финансировать военные и социальные расходы.
Спустя сто дней после своего назначения на пост премьер-министра Путин представил Государственной Думе отчет об экономическом положении страны. При этом практически ничего не было сказано об экономической программе правительства, если она вообще имеется. За все время пребывания в должности за исключением нескольких несвязанных, а иногда и просто противоречивых действий, Путин старательно избегал решения экономических вопросов. Создается впечатление, что ни сам Путин, ни его правительство вовсе не собираются предпринимать никаких срочных мер по реформированию российской экономики, продолжая подобно своим предшественникам, надеяться на знаменитое русское ?авось?.
В этом нет ничего удивительно. Во-первых, Путин в действительности очень занят ведением военных действий на Северном Кавказе. Безусловно, операции против чеченских сепаратистов имеют для него однозначный приоритет перед решением экономических проблем. Тем более что война постепенно вытеснила из СМИ практически все неприятные для правительства темы, начиная с ужасающей бедности широких слоев населения и кончая коррупцией в высших эшелонах российской власти.
Во-вторых, в декабре в России состоятся парламентские выборы, а в июне следующего года - выборы президента. Путин несколько раз подтверждал, что хочет стать преемником Ельцина. И вполне понятно, что он не хочет предпринимать никаких непопулярных экономических мер, добровольно предоставляя дополнительные ?козыри? в руки своих противников.
Наконец, в третьих, премьер-министр считает, что в условиях оживления конъюнктуры можно пренебречь решением экономических вопросов. Сейчас, в связи с девальвацией рубля и ростом мировых цен на нефть, экономика России находится в благоприятном положении. В течение первых десяти месяцев 1999г. объем отечественного производства возрос на 7,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Однако лишь немногие аналитики полагают, что этот промышленной рост может сохраниться достаточно длительный период.
Скорее всего, рост российской экономики остановится на докризисном уровне. Все говорит о том, что ?обманчивый бум? скоро закончится: структурные реформы не проводятся, инвестиции не осуществляются, российские товары - за исключением сырья - остаются неконкурентноспособными на мировом уровне. Нагляднее всего о растущем недоверии к российской экономике говорит растущая утечка капитала за границу. Каково бы ни было расхождение официальных данных: Минфин называет цифру 2,0 млрд. долларов в месяц, ЦБ - 550 млн., а Путин - 1,5-2,0 млрд., все согласны, что отток капитала регулярно обескровливает российскую экономику.
Однако высокие мировые цены на нефть позволяют российскому правительству избегать непопулярных экономических реформ и даже финансировать растущие военные расходы, связанные с чеченской войной. Сейчас на мировых рынках цена российской нефти составляет почти 25 долларов за баррель - в два с половиной раза выше, чем в начале этого года. Благодаря повышению экспортных пошлин на нефть, доходы российского бюджета возрастают больше чем на 100 млн. долларов ежемесячно. Впервые за многие годы Минфин сообщает о профиците государственного бюджета, который за первые девять месяцев года составил 7,5%.
Премьер-министр Путин - не профессиональный экономист. Более того, большая часть его карьеры связана со службой безопасности. Для него, как и для большинства российских политиков, характерна склонность к государственному интервенционизму в экономику. Так, недавно Путин высказывал сожаление, что ослабли позиции государства в нефтяной и газовой промышленности. Это заявление звучит достаточно странно с учетом огромного влияния государства в этих секторах. Путин ?не готов? и к либерализации внешней торговли. По его мнению, вступление России в ВТО - та цель, к которой Россия должна приближаться ?очень осторожно? с учетом все еще недостаточной конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке. С другой стороны, Путин категорически исключил возможность пересмотра результатов приватизации. По этому вопросу его позиция , по мнению автора, выгодно отличается от взглядов других политиков, в первую очередь, Примакова и Лужкова.
Путин достаточно самокритично заявил Думе, что пока правительство лишь ?латает дыры? и пообещал провести ?корректировку российской экономической стратегии?. Однако, по мнению швейцарской газеты, даже сам Путин недостаточно хорошо представляет себе, в чем она должна состоять.