На Грузию уже давно льются "слезы дьявола". Не потому что республика, которой еще три дня назад руководил Эдуард Шеварднадзе, имеет богатые месторождения нефти, или как называют черное золото азиатские народы - "слезы дьявола", а потому что эта полоска земли является ключевым местом прохождения нефтепроводов, которые от Каспия ведут на Запад. Другими словами: Грузия - это страна, которая предоставляет уникальную возможность транспортировать нефть с востока на запад, минуя Россию и Иран. Поэтому сегодня она имеет для Джорджа Буша такое же жизненно важное значение, как в свое время для Билла Клинтона.
Безусловно, "слезы дьявола" приносят золото, но зачастую они ведут по дороге в ад. И сейчас Тбилиси рискует в этом убедиться на собственном опыте. После "бархатного" государственного переворота, который отстранил от власти Шеварднадзе, Грузия находится в довольно неприятном положении, являясь ключевым элементом в борьбе между Америкой и Россией за власть в бывших советских республиках, которые очень богаты нефтью. При этом Грузия - настолько слабое государство, что в нем может начаться такое же насилие, которое характеризует весь регион, начиная от граничащих с республикой Чечни и Турции и кончая Ираном и Ираком.
В эти часы стратеги-геополитики задаются вопросом, на кого ориентируется глава оппозиции, захватившей власть, Михаил Саакашвили, и исполняющая обязанности президента Нино Бурджанадзе: на Вашингтон, что более вероятно, или на Москву, которая ранее попыталась снова вернуться в игру, направив в Тбилиси министра иностранных дел Игоря Иванова?
Азиатский регион, который в XIX веке был театром большой игры между Англией и Россией за контроль над доступом к Индии, сегодня становится ареной еще одного масштабного действа, на сей раз ставка в игре - нефть и пути ее транспортировки к Средиземному морю.
На протяжении многих лет теперь уже бывший президент Шеварднадзе был очень близок к американцам, которые с момента распада Советского Союза в 1991 году разыграли много карт в Грузии, приграничном Азербайджане, Узбекистане и Казахстане.
Идея Белого дома заключалась в том, чтобы поддерживать в этих странах режимы, которые бы держали Москву на расстоянии. Администрация Клинтона видела в Каспии новый фронт мировой нефтедобычи и хотела любой ценой вывести регион из-под российского влияния, в том числе прикрывая, а в некоторых случаях даже полностью закрывая глаза на коррупцию и нарушение прав человека в этих странах, в том числе и в Грузии.
На этой арене Грузия является ключевой страной. Один функционирующий нефтепровод соединяет порт Баку в Азербайджане, на Каспийском море, с грузинским терминалом Супса на Черном море: там нефть закачивается в танкеры и через Босфор достигает Средиземного моря. Второй трубопровод, к созданию которого очень стремилась администрация Клинтона, находится в стадии строительства; он пройдет опять же от Баку через Грузию до турецкого порта Сейхан на Средиземном море.
Надо сказать, что при Шеварднадзе нефтяники вели вполне удовлетворительный бизнес. Это относится как к американцам из компании Chevron, у которых большие интересы в Казахстане, так и к британцам из BP, которые руководят большим консорциумом в Азербайджане. В то время как итальянцы из Eni были более осторожны в вопросе о "стратегических трубах" (хотя они руководят разработкой огромного нефтяного месторождения в Кашагане) по причине своих тесных отношений с путинской Россией.
Вплоть до последних месяцев Шеварднадзе, казалось, занимал абсолютно проамериканскую позицию. Тем временем, однако, в Тбилиси сформировалась крайне радикальная оппозиция режиму, тоже проамериканская, более того - имеющая американскую поддержку через организацию под названием Liberty Institute - институт "Открытое общество" (фонд Джорджа Сороса) - и даже американское посольство. Так, именно Liberty Institute привел в политику лидера оппозиционеров Саакашвили.
В определенный момент Шеварднадзе стал искать поддержку в Москве. Однако это произошло в тот момент, когда оппозиция уже созрела для его свержения.
Так что, похоже, в Грузии одержал победу Вашингтон.
Однако на самом деле, республика Грузия - это настолько хрупкое государство, что оно, того и гляди, может распасться. В самом деле, Саакашвили и мятежники контролируют столицу, однако не всю страну. Аджария под руководством Аслана Абашидзе, скорее всего, не признает новых руководителей в Тбилиси. Есть опасность войны между центром и Абхазией, которая находится к западу, на границе с Россией. Также можно предвидеть напряженные отношения между новыми лидерами и Южной Осетией - республикой, которая ощущает сильное притяжение со стороны российской Северной Осетии.
Судя по всему, Путину не удалось восстановить свою гегемонию в Грузии, наоборот, сейчас у него на кавказских границах появляется еще один очаг кризиса. Но, что еще хуже, Соединенные Штаты рискуют стать свидетелями деструктивных процессов на территории стратегического союзника в вопросе транспортировки нефти, и это в регионе, который и без того отнюдь не спокоен. Конечно, Шеварднадзе не был идеалом, но, по крайней мере, он держал под контролем "слезы дьявола".