Невозможно отрицать, что действия, совершаемые "Аль-Каидой" и связанными с ней организациями, встречают сочувствие во многих арабских и мусульманских странах. Сразу после атак 11 сентября 2001 года в этих странах не было четкого понимания того, что терроризм в большей степени угрожает самим арабам и мусульманам, нежели наносит ущерб тем, кого они считают врагами. Главную ответственность за это непонимание несут политические, культурные и журналистские элиты, значительная часть которых сама не осознавала данного факта.
Такая установка базировалась не на приверженности элит логике терроризма - она была следствием возмущения политикой Америки с ее неизменной поддержкой Израиля. Революция в области средств массовой коммуникации способствовала тому, что арабы и мусульмане каждый день узнавали об израильских преступлениях. Сентябрьские взрывы 2001 года прозвучали в тот момент, когда жестокость подавления Израилем палестинской интифады, начавшейся за год до этих терактов, достигла апогея.
Таким образом, сочувствие к организации "Аль-Каида" и Усаме бен Ладену проистекали из ощущения того, что эти взрывы являются местью, которую американцы заслужили. (При этом участники принятия политических решений в Вашингтоне ставились на одну доску с американским обществом и американским народом, что заслуживает осуждения).
Однако такое отношение к взрывам, совершенным "Аль-Каидой", стало меняться после того, как в мае этого года террористы направили удары против арабов и мусульман в Эр-Рияде и Касабланке. Люди стали пересматривать свое благожелательное отношение к "моджахедам": всем стало ясно, что это просто преступники, убивающие всех без разбора, люди без морали и совести. Этот процесс пересмотра вступил в новую стадию после взрыва в гостиничном комплексе Эр-Рияда, когда стало очевидным, что "Аль-Каида" преследует единственную цель - запугивать людей повсюду, где это возможно, а насилие, которое является для нее одновременно и средством, и целью - не что иное, как террор в своем ярчайшем воплощении.
Сегодня ко многим приходит понимание, что каждого может постичь участь одного из 17 убитых и 112 раненых в Эр-Рияде. Именно этот факт побудил владельцев сайта Almojahedoon, являющегося рупором "Аль-Каиды" в Интернете, распространить заявления о непричастности к этому теракту. И это несмотря на то, что перед этим другой интернет-сайт, также говорящий от имени "Аль-Каиды", подтвердил, что именно она стоит за взрывами в Эр-Рияде.
Тем не менее, чтобы жители арабских и мусульманских стран окончательно осознали всю опасность терроризма, нужно, чтобы политические, культурные и журналистские элиты этих стран отказались от двойных стандартов, при которых один и тот же человек может одновременно выступать и в качестве "моджахеда", и в роли террориста.
Хотя эта двойственность рождает одно вопиющее противоречие, оно проявляет себя только в тех случаях, когда происходят акты насилия, направленные против арабских и мусульманских стран и народов. Чтобы увидеть, как это бывает, представим себе следующую ситуацию: допустим, что одна из ячеек или организаций сети "Аль-Каида" подготовила два теракта - один в арабской стране, а другой в Америке. Для этой цели были подготовлены два камикадзе: один должен взорвать себя, например, в Каире или Эр-Рияде, а другой - в Нью-Йорке. Оба боевика выполнили задание, один из них убил арабов или мусульман, другой унес с собой жизни нескольких американцев.
Исходя из какой логики мы будем считать, что первый боевик был террористом, а второй - "моджахедом", осуществившим акцию самопожертвования? Как мы будем различать поступки этих людей, если оба они принадлежали к одной и той же ячейке, исповедовали одни и те же экстремистские идеи? Лишь по случайности один из них убил людей в Каире или Эр-Рияде, а второй - в Нью-Йорке. Поэтому было бы вопиющей нелепостью считать одно из них террористом-самоубийцей, а второго - мучеником-шахидом.
Элиты арабских и других мусульманских стран в массе своей прячут голову от этого вопиющего противоречия и проводят различие между насилием джихада и террористическим насилием. И это их упорное нежелание видеть указанное противоречие во многом способствовало тому, что большая часть арабо-мусульманской общественности до конца не осознает всей опасности терроризма. Но поскольку это сознание начинает приходить, назрела необходимость решить проблему двойственного отношения к насилию, если мы действительно хотим отвести от нашей нации угрозу терроризма.
Решение этой проблемы нуждается в творческом подходе, поскольку вопрос действительно сложен. В действительности существует неоспоримое фундаментальное различие между террором и джихадом, который обретает форму патриотической борьбы против колониализма и оккупации. Однако смешение этих двух понятий позволяет террористам проводить свои акции под предлогом джихада.
Успешная спекуляция террористов на важнейших национальных проблемах, в первую очередь на проблеме Палестины, еще больше способствовала смешению двух понятий - терроризм и джихад против оккупантов.
Необходимо уяснить, что "джихадистское" по форме вооруженное сопротивление в Палестине имеет жесткие рамки, и оно направлено исключительно против врага, в то время как террор не знает никаких пределов и наносит вред нашей нации, не говоря уж о том, что он играет на руку врагу.
Чтобы преодолеть пагубные последствия двойственного отношения к насилию, арабские элиты должны прежде всего избавиться от тенденции к обелению террора, прекратить искать ему политическое, экономическое или социальное оправдание. Увязывать терроризм с национальными проблемами и с американской политикой по отношению к нам - бесплодная попытка, которая лишает справедливое дело Палестины его нравственного содержания.
Абсолютно бездоказательно и утверждение о том, будто терроризм является следствием отсутствия или неразвитости демократии: за оружие-де берутся те, кто не получил возможности выразить свое мнение законными способами! Идеология террористов не признает свободу слова и отвергает диалог. Так, мы видим, что террористы совершили свою акцию в Марокко - стране, дальше других продвинувшейся в арабском мире по пути демократии. Поэтому бессмысленно искать оправдание терроризму в особенностях политического строя в той или иной стране.
Неверно и то, что терроризм есть порождение нищеты и низкого уровня жизни: ведь он проявляет себя и в богатых, и в бедных странах. К тому же и руководители, и основные кадры "Аль-Каиды" и связанных с ней организаций никогда не были бедняками.
Если и существует реальная связь между терроризмом и какими-то пороками в жизни наших стран и обществ, то этой связью является низкий уровень знаний у наших народов. Терроризм использует в своих целях именно невежество и отсталость своих адептов, а не их бедность или отсутствие у них свободы слова. У этого невежества появилась своя ментальная, психологическая и социальная структура, уничтожение которой является одним из условий ликвидации терроризма.
Именно в этом состоит одна из важнейших задач арабских элит. И решать ее нужно уже сегодня, а не завтра. Настало время отнестись к террору не просто как к преступной деятельности, но и как к войне, ведущейся против нашей нации и наших народов.