Михаил Ходорковский, глава ЮКОСа, находится в российский тюрьме по обвинениям в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Информация дамы из Парижа, с которой он никогда не встречался, может задержать его за решеткой на более долгий срок.
Елена Коллонг-Попова, 50-летняя гражданка Франции, родившаяся в Москве, заявляет, что за четыре года по указанию Алексея Голубовича, акционера Menatep Group (финансовой группы ЮКОСа) и одного из бывших руководителей ЮКОСа, открыла более 30 офшорных компаний в таких местах, как Сейшельские острова, Британские Виргинские острова и Кипр.
Коллонг-Попова уже передала российскому министерству внутренних дел сотни документов, по ее мнению, наглядно демонстрирующих схему ЮКОСа по уходу от налогов, и проходит свидетелем по делу Ходорковского. Об этом сообщил Николай Шумилов, следователь министерства.
После того как 25 октября Генеральная прокуратура РФ арестовала Ходорковского, российские фондовые рынки упали на 15%. Спад обусловлен опасением инвесторов, что президент Владимир Путин намерен отобрать бывшее имущество Советского Союза, распроданное в частные руки в 1990-х годах. Сведения Коллонг-Поповой могут быть использованы в деле против Ходорковского.
"Путину хотелось бы показать, что его действия оправданы, что это не выборочное применение закона: мол, вот вам доказательства нарушений", - говорит Стефен О'Салливан, глава исследовательского отдела Объединенной финансовой группы находящегося в Москве инвестиционного банка.
Над Коллонг-Поповой нависли обвинения в налоговых махинациях. В мае французский суд обвинил ее в сознательном занижении выплаты корпоративного налога на прибыль на 1,74 млн евро (или 2,07 млн долларов), и обязал ее возместить налоговой казне недоплаченную сумму, сообщила Патрика Сименс, представитель суда.
Как заявила Коллонг-Попова, эти налоги связаны с трансакциями, которые она проводила от имени "Менатепа" и ЮКОСа. Она утверждает, что у нее нет денег для покрытия налогов и, если она не сможет заплатить, то отправится в тюрьму.
"Это не мои налоги, это их налоги, вот почему я заговорила", - повторяет Коллонг-Попова. В ее квартире в парижском предместье собрались журналисты, которые разглядывают цветные папки документов о созданных Коллонг-Поповой компаниях с названиями вроде Raspberry ("Малина") и Polar Star ("Полярная звезда").
Среди этих документов есть бумага, датированная 11 ноября 1998 года, где говорится о переводе акций ЮКОСа на сумму 37,8 млн долларов из сейшельской компании Aplo на счета трех фирм, которые Коллонг-Попова зарегистрировала на Кипре под названиями Sagiman Holding, Chellita и Montekito Holding.
По словам Антона Дреля, адвоката Ходорковского, ни одно из обвинений со стороны Коллонг-Поповой не имеет отношения к его клиенту, и поэтому прокомментировать ее заявления он не может. "Нужно быть осторожным с тем, что она говорит, - подчеркивает Дрель. - Она настроена на конфликт из-за приговора французского суда".
Коллонг-Попова признает, что никогда не встречалась с Ходорковским и никогда не получала указания напрямую от него. По ее утверждению, с 1996 по 2000 она работала в Женеве и Париже под руководством Голубовича и проводила операции на сумму до 400 млн евро в год.
Российские следователи вышли на нее после того, как на одном из связанных с ЮКОСом документом нашли ее подпись, сообщила Коллонг-Попова. При этом она настаивает, что часть ее подписей подделана, и поэтому она подала на Голубовича в суд, обвинив его в подделке документов. Найти Голубовича для выяснения деталей не удалось.
Голубович является председателем находящейся в Москве инвестиционной фирмы "Русские инвесторы". В ответ на сообщения на автоответчике, оставленные для Голубовича, было получено электронное письмо от исполнительного директора фирмы Алексея Яшенкина, в котором он заявил, что французские власти никогда не связывались с "Русскими инвесторами" по делу о Коллонг-Поповой.
"Фирма "Русские инвесторы" никогда не нанимала госпожу Коллонг-Попову и никогда не подписывала с ней никаких документов", - подчеркнул Яшенкин.
Голубович покинул ЮКОС около двух лет назад.
Александр Шадрин, представитель ЮКОСа, отметил, что его компания никак не связана с Коллонг-Поповой. От дальнейших комментариев он отказался. А Юрий Котлер, представитель "Менатепа", назвал обвинения в подделке документов "вздором и бредом".
Как полагает Антон Дрель, обвинения против его клиента носят политический характер. Ходорковский, самый богатый человек в России (его состояние оценивается в 8 млрд долларов), финансировал оппозиционные политические партии "Яблоко" и "Союз правых сил". В следующем месяце в России состоятся парламентские выборы, а в марте будущего года - президентские.
8 июля Коллонг-Попова направила в российское министерство внутренних дел в Москве 3,5 кг документов. Об этом свидетельствует копия отправной квитанции. Получивший документы Шумилов подтвердил, что Коллонг-Попова проходит по делу Ходорковского свидетелем.
В начале октября Шумилов направил ей 5 страниц вопросов об офшорных фирмах, которые она создавала, о том, перед кем она отчитывалась и др. Коллонг-Попова заявляет, что готова предоставить следствию любую информацию, однако в Россию не поедет, так как опасается за свою безопасность.
Если верить краткому изложению хода расследования против ЮКОСа, которое опубликовано на официальном сайте российской Генпрокуратуры, следствие изучает покупку на аукционе доли государственного предприятия по производству минеральных удобрений "Апатит" в 1994 году и считает, что в аукционе участвовали подставные компании, подконтрольные Ходорковскому. В присвоении акций завода был обвинен председатель "Менатепа" Платон Лебедев, который находится в тюрьме с июля.
Коллонг-Попова, которая получила гражданство Франции после заключения брака с французом, сейчас разведена. Она сочувствует Ходорковскому, которого власти отказались выпустить под залог, и теперь он останется в тюрьме по крайней мере до конца года.
"Разуеется, он должен сидеть в тюрьме, но мне все-таки его жаль", - говорит она.