Установлением своего влияния на Украине Москва хочет вытеснить оттуда НАТО и ЕС
"Силы, стойкости, мужества и удачных решений" пожелал украинской оппозиции в своем послании солидарности Вацлав Гавел, символическая фигура для диссидентов в когда-то коммунистической Восточной Европе, и тем самым показал, какое историческое значение обрела сейчас борьба за власть в Киеве.
И впрямь случилось невозможное: через 15 лет после крушения коммунистических режимов в Европе снова возник призрак подавления "Пражской весны" - словно не было распада Советского Союза, никаких дружеских саммитов "Большой восьмерки" вместе с российским президентом, никакого расширения НАТО и ЕС на Восток. Русские танки - ужасающий прогноз - на этот раз направляются не на площадь Венцеля, а в центр Киева.
Борьба за власть на Украине после явно сфальсифицированных президентских выборов, прошедших в воскресенье - это вопрос Европы и вопрос о будущем американо-российских отношений. Ведь за массированной политической, а в худшем случае - и военной поддержкой Москвы украинского кандидата в президенты Виктора Януковича стоит новая стратегия холодной войны главы российского государства Владимира Путина. Он хочет подавить постоянно растущее влияние НАТО и ЕС в непосредственной близости от своих границ и снова утвердить доминирующую позицию Москвы.
Украина, самое большое по своей территории государство в Европе, Кавказ и Средняя Азия - все это район боевых действий в случае новой конфронтации между Западом и Востоком.
Стратегия Путина представляет собой ремейк американской доктрины 1950-х годов, когда министр иностранных дел Джон Фостер Даллес предписывал "свертывание" коммунистической сферы влияния в Восточной Европе и на Дальнем Востоке, в конце концов этим летом докатилась и до ОБСЕ. В совместном заявлении России и еще восьми государств СНГ Москва выдвинула тяжкие обвинения в адрес Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе: ее работа слишком дисгармонична, "географический и функциональный дисбаланс очевидны", ее деятельность ограничивается наблюдением на выборах и контролем за соблюдением прав человека вместо того, чтобы сделать, например, своей темой экономическое развитие на территории, занимаемой ее 55 членами.
Июльский удар Москвы по ОБСЕ преследовал две цели. Во-первых, надо было заранее принизить значение уже тогда предвидевшейся критики ОБСЕ в связи с целым рядом ближайших выборов - в оккупированном Арменией Нагорном Карабахе, в Казахстане, Чечне, Белоруссии и, наконец, на Украине. С другой стороны, Путин использовал ОБСЕ для создания коалиции государства СНГ во главе с Москвой, коалиции, которой в последние годы не существовало.
Правительство США распознало всю опасность борьбы за власть на Украине и потребовало расследования возможных фальсификаций результатов выборов. Уполномоченный ЕС по единой внешней политике Хавьер Солана тоже не остался в стороне и заявил, что Брюссель не признает результаты "ложных выборов". Тем самым Солана согласился на скандал в нынешний четверг на саммите Россия-ЕС.
Брюссель, как и Вашингтон, опирается на основополагающий документ ОБСЕ от 1991 года, провозглашающий окончание холодной войны и "категорически и окончательно" заявляющий, что "гуманитарная составляющая" - в частности, демократические выборы - входит в сферу "непосредственных и законных интересов всех государств-членов и не является исключительно внутренним делом каждого отдельного государства".
Перепроверке результатов выборов, новому подсчету голосов и, при определенных обстоятельствах, проведению повторных выборов на Украине не может быть никакой альтернативы.