На этой неделе агентство НАСА получило одобрение на покупку услуг российских космических кораблей "Союз" для доставки астронавтов и грузов на Международную космическую станцию, так как президент Буш подписал поправку к Закону о ядерном нераспространении в Иран.
Администратор НАСА Майкл Гриффин заявил, что это "поможет обеспечить продолжительное присутствие американских астронавтов на МКС".
Новый закон отражает "приверженность целям нераспространения" и "признает ценность международного сотрудничества в освоении космоса", подчеркнул Гриффин.
В 2000 году конгресс США увязал будущее финансирование космической станции с контролем над распространением ядерных технологий. Закон о ядерном нераспространении в Иран от 2000 года запрещал НАСА покупать дополнительное оборудование у России до тех пор, пока Буш не подтвердит, что Россия не передает Ирану ядерных технологий или знаний.
В договоре о космической станции было прописано, что Россия обязана осуществить 11 миссий "Союзов", трехместных космических кораблей, каждая продолжительностью шесть месяцев. Общая длительность программы - 5,5 лет. Эти полеты начались 31 октября 2000 года, а срок действия договора истекает в апреле. "Союз" - единственный космический аппарат, который может находиться в космосе на протяжении длительного срока и служить спасательным средством для экипажа станции.
НАСА планировало к моменту окончания договора об эксплуатации "Союза" создать собственное транспортное средство, однако этот проект был отменен из-за излишней дороговизны.
Теперь НАСА получило разрешение пользоваться "Союзом" до 2012 года. К тому времени должен быть создан космический корабль Crew Exploration Vehicle, основной задачей которого будет доставка людей на Луну, но который также сможет доставлять людей и грузы на космическую станцию.
Новость о принятии поправки к закону, вероятно, станет облегчением для американского астронавта Уильяма Макартура, который находится на борту МКС. Его возращение на Землю еще попадает в срок действия американо-российского договора, однако транспортное средство, на котором он вернется, оставалось под вопросом. До начала миссии МакАртур говорил: "Понятно, что мне придется оставаться на станции, пока не будет решен вопрос о моем возвращении. Я уверен, что организаторы программы доставят меня с орбиты домой".
По изначальному плану Макартур должен был провести на орбите на один месяц больше своего коллеги, российского космонавта Валерия Токарева, который должен был вернуться на "Союзе", доставившем их обоих на орбиту, и вернуться домой на американском космическом шаттле.
Однако эти планы пришлось пересматривать после проблем с миссией Discovery, после которых программа шаттлов была свернута.
Поправки к закону от 2000 года позволяют продолжать обслуживать космическую станцию прежними средствами. В апреле на борт "Союза" погрузится экипаж из трех человек - Макартура, Токарева и бразильского астронавта, который проведет на космической станции неделю и вернется на Землю вместе с Макартуром и Токаревыми на их транспортном средстве.
Когда шаттлы возобновят регулярные полеты, экипажи из трех человек смогут летать на МКС и возвращаться оттуда и на "Союзе", и на шаттле.