Российское гражданское общество, пока и без того слабое, может вскоре и вовсе растаять как дым. Закон о неправительственных организациях, который прошел в Думе первое чтение, угрожает задушить некоммерческие организации. В своей нынешней формулировке он заставляет их перерегистрироваться в особой инстанции. В противном случае они будут распущены. Даже неформальные объединения будут обязаны представлять финансовый отчет о своей деятельности. Законопроект предусматривает запрет на финансирование российских организаций из-за рубежа.
Для отделений иностранных организаций, которые в России и так уже называют "пятой колонной", это будет тяжело. Фонды немецких партий встревожены. Таким организациям, как Amnesty International и Human Rights Watch, возможно, придется покинуть страну.
Поводом для этого, похоже, послужил страх перед "цветными революциями" в Грузии и на Украине. Однако положение в России стабильно, нефтедоллары текут рекой, успокоительные пилюли, пусть довольно скудно, но распределяются среди недовольных. Если положение того потребует, доза в любой момент может быть увеличена. Нигде никаких признаков революционного духа, если не принимать во внимание горстку демократически настроенных правозащитников. Откуда же такая нервозность?
С одной стороны, это рефлексия власти, воспитанной в основном в аппарате спецслужб, который своей основной целью считали установление тотального контроля. Кремль, который все сферы жизни в стране затягивает в жесткий корсет "вертикали власти", не хочет делать никаких исключений для гражданского общества.
К этому примешивается еще и иррациональный страх перед тем, что наивный народ, лишенный собственной воли, посредством иностранных денег можно склонить к чему угодно. Однако одновременно бытуют опасения, что конкуренты в борьбе за власть могут обеспечить популярные правозащитные организации необходимыми карманными деньгами и использовать их в качестве собственных платформ в предвыборной кампании 2008 года. Кремль, чьи группировки уже сейчас включились в борьбу за наследование, хочет это предотвратить.
Меж тем Путин снова играет роль "доброго следователя", который обещает послабления и спасение гражданского общества. Можно подумать, о проекте закона ему ничего не было известно.