Над Россией дуют революционные ветры. Дуют они и на улицах Коломны. Скоро большинство местных жителей станут частными землевладельцами. Такого еще никогда не случалось в российской истории.
Однако большинство местных жителей относятся к новому российскому земельному кодексу, который на этой неделе будет подписан президентом России Владимиром Путиным, с безразличием или циничной усмешкой.
"И что изменится? - спрашивает пенсионерка Светлана Федорова, будущая хозяйка восьми соток, на которых расположена ее дача и сад. - Правительство просто заставит нас платить больше налогов, а некоторые бизнесмены придумают, как украсть у нас землю. Никому это не нужно".
Сторонники кодекса утверждают, что он нужен стране, чтобы она смогла прийти к настоящей рыночной экономике. Влиятельная коммунистическая партия выступает против закона, разрешающего продажу земли.
Земля является переменчивым символом в России. Понятие коммунальной собственности своими корнями уходит глубоко в историю страны. В царские времена сельскохозяйственные земли принадлежали крестьянским коммунам. Советы считали частную собственность ключевой характеристикой капиталистической алчности. С советских времен вся земля - по крайней мере, теоретически - принадлежит государству, хотя властные органы низшего звена, предприятия и частные лица получали бессрочное право пользоваться землей для определенных целей. Никакого законодательства, регулирующего продажу земли, никогда не было.
В последнее десятилетие появился теневой рынок купли-продажи земли. Тысячи квартир, дач, коммерческих участков меняли владельцев каждый месяц, но по большей части эти транзакции были нелегальны, они были связаны с коррупцией властей.
Сейчас миллионы россиян, до этого момента практически владевшие землей, на которых стоят их дома или дачи, смогут регистрировать ее как свою собственность. Это значит, что они могут ее продать или отдать в залог. Это означает также, что им придется декларировать реальную цену земли и платить соответствующие налоги.
"Этот закон может привести к строительному буму, который вытащит нашу экономику из застоя, - говорит глава комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский. - Мы перепрыгиваем последний барьер на пути к созданию реального рынка в этой стране".
Новый кодекс регулирует только коммерческие земли и земли, на которых расположены жилые дома. Опасаясь реакции коммунистов, Кремль вычеркнул из законопроекта сельскохозяйственные земли, леса и пустоши. Летом Кремль спокойно провел через парламент сокращенный кодекс, затрагивающей лишь 2% земельных ресурсов страны, в первую очередь жилых, городских и дачных участков. Теперь жители домов - это примерно 20% из 150 000 жителей Коломны - станут владельцами земельных участков, на которых находятся их дачи. Многочисленные жители российских городов, которые, как правило, имеют дачу или огород, станут владельцами земли, на которой находятся эти дачи и огороды.
Кремль надеется, что следующие законопроекты расширят рыночные условия на остальные 98% российских земель. "Только частная собственность может гарантировать перераспределение земли в направлении наиболее эффективных собственников, - говорит Анатолий Маниллия, заместитель директора Центра Политических Исследований. - Отсутствие частной собственности на землю мешает привлекать инвестиции, бороться с коррупцией, создавать динамичную рыночную экономику".
Сторонники закона говорят, что в результате страну захлестнет новая волна инвестиций. Богатые россияне и иностранцы, которые тоже получат право владеть землей, перестанут бояться политической нестабильности и начнут вкладывать средства в российскую недвижимость.
Андрей Нещадин, исполнительный директор независимого московского Экспертного института, считает, что этот стимул может вернуть в страну выведенные за последнее десятилетие $200 млрд. "Расширение коммерческой деятельности, рост поселков и городов давно зависят от этого вопроса, - говорит он. - Нормальный рынок земли, в конце концов, сделает нас нормальной страной".
Однако никто ничего не объяснил населению. После коррумпированной, хаотичной приватизации государственных предприятий россияне настроены скептически и становятся легкой жертвой заявлений коммунистов о массовом разграблении национального наследия.
"Даже в советские времена люди пожизненно владели землей, на которой находились их дома, сады или дачи, - говорит Евгений Козлов, глава департамента земельной собственности Коломны. - Естественно, они опасаются, что изменения принесут им только вред. Люди помнят, как в результате приватизации несколько человек разбогатели, а остальные обеднели, и это их беспокоит".
Коммунисты, контролирующие почти половину региональных правительств и около трети мест в парламенте, утверждают, что частная собственность приведет к массовому обнищанию бедных и станет причиной социального конфликта. "На юге России продажа земли - это объявление войны", - сказал в сентябре, после того, как законопроект был принят в Думе, лидер Компартии Геннадий Зюганов. Юг России - бастион консерватизма.
Многие обозреватели соглашаются, что этот раунд, скорее всего, был легкой репетицией битвы, которая начнется ближе к концу года, когда Кремль вынесет на рассмотрение законопроект о продаже сельскохозяйственных земель. Для миллионов пожилых россиян, до сих пор находящихся в ловушке советских колхозов, неожиданная смена имущественных отношений может стать катастрофой.
"Колхозы практически не работают, однако они являются единственным источником поддержки для многих местных жителей, - говорит Козлов. - Если закон проявит неадекватность или будет нечетко сформулирован, возникнут серьезные политические проблемы. Людям надо дать возможность достойного выбора, дать время на принятие решения. Нельзя устраивать революций в деревне".