Судя по всему президенту Бушу удалось добиться прогресса в попытках уговорить президента России Владимира Путина согласиться на ?новую стратегическую основу?, которая позволит США продолжать работу над системой национальной противоракетной обороны. На прошлой неделе президенты встретились в Шанхае. Путин дал понять, что может согласиться отстраниться от Договора по ПРО в обмен на резкое сокращение наступательных ядерных вооружений и новые оборонительные соглашения. Кроме того, США и Россия могут придти к согласию в вопросах нераспространения ядерного оружия. В этом договоре, по словам представителей США, специально будет обговорен Иран. Сторонам еще много о чем необходимо договариваться, но обе выражают сдержанный оптимизм; говоря словами Путина: ?у нас есть понимание, что мы может помочь достичь согласия?.
Такое стратегическое соглашение явилось бы крупным достижением, особенно если оно будет выражено в письменном виде и сможет пережить личные отношения Буша и Путина. В результате может быть резко сокращено количество ядерного оружия - с 13 000 боеголовок до 5000. США могли бы продолжать проводить испытания НПРО - в том числе тестировать морские системы и другие технологии, запрещенные Договором по ПРО - не боясь испортить международные отношения. Это поддержало бы зарождающуюся инициативу Путина сделать Россию партнером США и НАТО. Эта инициатива потенциально может укрепить глобальную стабильность и безопасность США. Кооперация России и США в сфере борьбы с терроризмом после 11 сентября дала возможность начать строить партнерские отношения, но реальных изменений не произойдет без твердого стратегического соглашения Москвы и Вашингтона, в котором будут учитываться потребности обеих сторон - Москва должна сократить наступательный арсенал, США хотят продолжать работать над созданием НПРО.
Власти сомневаются, что окончательное соглашение будет достигнуто до саммита Буша и Путина, который состоится через три недели. США еще не сказали, как глубоко они готовы сократить свой наступательный арсенал. Пока не сформулировало соглашение по системам обороны, которое заменит Договор по ПРО. Поэтому самой серьезной угрозой для переговоров может оказаться нетерпение американской стороны. Ястребы НПРО в администрации Буша еще до 11 сентября активно настаивали на одностороннем выходе США из Договора по ПРО осенью этого года. На прошлой неделе они пытались добиться того, чтобы Буш дал Путину срок до января, вне зависимости от того, будет ли подписано соглашение. Буш не установил никаких сроков, но ясно, что некоторые высокопоставленные члены правительства, давно выступавшие против соглашений по контролю над вооружениями, по-прежнему предпочитают односторонние действия США по НПРО каким-либо новым соглашениям с Россией.
Такие действия были бы ошибочными и до 11 сентября. В этом случае развертывание системы НПРО привело бы не к стабилизации, а к дестабилизации глобальной стратегической ситуации. Сейчас эта ошибка еще опаснее. Речь идет не только об испытаниях НПРО - эффективность которой еще не доказана технически - но также о судьбе американо-российского партнерства в военной кампании в Средней Азии, о поддержании хрупкого и неопределенного, но потенциально исторического шага России к партнерству с Западом. Администрация Буша добилась многого, договорившись с Путиным о новой стратегической основе. Теперь она должна проявить терпение и гибкость, чтобы можно было заключить осмысленное и устойчивое соглашение.