Российские власти давно утверждают, что иностранные боевики и зарубежное финансирование сыграли важную роль в трехлетнем конфликте в чеченской республике. Критики считают, что таким образом Москва пытается оправдать тот факт, что ей до сих пор не удалось закончить войну.
По оценкам ФСБ, в 2000 г. боевики получали около 6 млн. долларов в месяц, в первую очередь от государств Персидского залива, но в после событий 11 сентября прошлого года объемы финансирования сократились до одного-двух миллионов в месяц.
Представитель ФСБ сообщил, что это связано с тем, что резко увеличились объемы финансирования афганцев и палестинцев, а также с тем, что России удалось закрыть некоторые организации.
По его словам, иностранные средства (большая их часть - это пожертвования, собранные неправительственными организациями) тратятся на закупку вооружений, на пропаганду и на боевые действия, поскольку каждая операция в Чечне стоит денег. 100 долларов платят за одного убитого российского солдата, 1000 долларов за офицера, 5000 за сбитый вертолет.
Россия утверждает, что в последние годы на территории республики сражаются несколько сотен иностранцев. ФСБ говорит, что все полевые командиры, кроме Шамиля Басаева, - граждане других государств. Иорданца Хаттаба специалисты считают протеже лидера "Аль-Каиды" Усамы бен Ладена. Есть данные о том, что Захария Мусаури, человек, задержанный США в связи с расследованием терактов 11 сентября, дважды приезжал в Чечню, чтобы участвовать в боевых действиях. Во Франции арестованы три алжирских боевика, которые прошли подготовку в Афганистане и Чечне.
Полевой командир Аслан Масхадов утверждает, что влияние иностранцев в республике невелико. Его представитель Ахмед Закаев говорит, что большая часть средств - это деньги, выделяемые Россией на реконструцию.
Сергей Ястржембский, представитель Кремля, сказал, что как минимум 300 чеченцев проходили подготовку в лагерях на территории Афганистана. Многие из них погибли во время американских бомбардировок. В результате количество боевиков уменьшилось.